Бесплатный конструктор сайтов - uCoz
Суббота, 27.04.2024, 07:55

Вдохновение






НЕЗАВИСИМОЕ МНЕНИЕ ПО УКРАИНЕ

Не надо строить иллюзий, эти потомки Бандеры без поддержки извне, без денег, без политической поддержки, без печенек от кондитерской фабрики имени Нуланд, наконец, ни на какие майданы не пойдут. Так и будут ходить кругами, стучать в барабаны и символически жечь в Киеве по 2-3 покрышки. Потому что прекрасно знают, сегодня у власти не Янукович с добрым и ласковым "Беркутом", а точно такие же отморозки, которые уже хлебнули крови и с удовольствием перестреляют не то что "небесную сотню", а и "приземленную" тысячу. - http://www.nakanune.ru/articles/111938/#sthash.nR5INmfr.dpuf

Шуточная песенка

































Визитка
меню раздела
Архив записей








Деловые новости


Реферальный банер


Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика

Для чтения

Главная » Статьи » Анталогия таинственных случаев

Дмитрий Дудко ВОИНЫ-ОБОРОТНИ. (Доклад на Международном фестивале фантастики «Звездный мост — 2010»)

Как сообщает Геродот, со слов скифов, к северу от них живет племя невров, каждый из которых на несколько дней в году превращается в волка. Невры (нуры — «земляные») ни кто иные, как славяне Полесья, носители милоградской культу­ры. Здесь и поныне верят, что при встрече с волками достаточ­но завыть по волчьи, назваться волком или назвать по имени умершего родича, — и волки тебя не тронут. Известны и другие «волчьи» племена: славянские вильцы, иранские гирканы (вэр- каны) и саки-хаумаварка, малоазийские ликаоны, италийские луканы и гирпины, иллирийские давны, фракийские даки (давы), Их имена означают «волки». Гирпинов, по преданию, вел на юг волк. «Хаумаварка» означает «волки хаомы», т.е. оборачиваю­щиеся волками с помощью хаомы (сомы). Это наркотическое зелье арийских воинов и шаманов первоначально приготовля­лось, видимо, из мухомора. А вильцы носили еще два гордых имени: лютичи («сыны льва») и велеты («великаны»).

«Волчьи дни» нуров — это тотемический праздник, сохра­нившийся поныне в виде святочного ряжения волками. Для превращения в волка, как верили, достаточно было надеть его шкуру. «Волчьи дни» у славян приурочивались также к концу осени, когда волки выходили из лесов, чтобы нападать на ско­тину в селах. В ахеменидском Иране «varkazana» («месяц людей- волков») приходился на октябрь-ноябрь.

Согласно легендам, Ромул и Рем, Кир, Заратустра были выкормлены волчицами. Такие предания восходят к тотемическим мифам. Ведь реальные дети-«маугли» приживаются в человеческом обществе с большим трудом. Волк, особенно ча­сто изображавшийся в искусстве сарматов, видимо, был их то­темом. В нартовском эпосе осетин (потомков сармато-аланов) предком героев-нартов является Уархаг («волк»). Большую роль играет в нем бог-кузнец Курдалагон (Kurd-ala-vaergon - кузнец — аланский волк). Он помогает рождению героя Сосруко и закаливает его в волчьем молоке.

«ЧИСТЫЙ» тотемизм — мировоззрение первобыт­ных охотников. Древние же индоевропейцы, обитавшие на юге Восточной Европы в IV—III тыс. до н.э., были земледельцами и скотоводами, варварами энеолита (медного века). Такие на­роды реже общаются с дикой природой, даже противостоят ей. Им уже трудно всерьез верить в свое происхождение от зве­рей. И древняя вера в оборотней отступила по двум направле­ниям. Во-первых, к шаманам-волхвам. Отсюда — вера в кол­дунов, способных оборотиться зверем или оборотить других. Во-вторых, к воинам — дружинникам и военным вождям. Ведь само общество на стадии варварства изменилось. Прежде оно делилось на три возрастных класса: юношей, зрелых мужей и старцев. Войны были редкими и скорее ритуальными. Обще­ство просто не могло позволить мужчинам-охотникам надолго отвлекаться от добычи пищи. Воевали из мести за обиды (на­пример, «порчу»), но не ради захвата материальных ценностей. Позже появилась возможность содержать за счет прибавочного продукта профессиональных воинов и старейшин с шаманами. Так появились три сословия. Старцы сделались «мудрецами» (жрецами-правителями и магами), юноши — воинами, а мужи — общинниками-производителями. Такое трехсословное (трехфункциональное) общество считали идеальным, например, Платон и Сковорода. Заметим, что права на тунеядство в этом обществе, не имел никто: ни бедный, ни богатый. А стремление к богатству считалось недостойным воина или мудреца. Все юноши проходили воинскую службу в составе дружи­ны. Она защищала племя и ходила в набеги на соседей ради скота, женщин и рабов. Воины обитали в лесу, часто охотились и потому сохраняли древние верования, тем более, что обряд посвящения в воины (инициации) проводил шаман. Этот обряд превосходно исследовал украинский этнограф В.Г.Балушок. Инициация включала в себя обряды превращения в зверя (вол­ка) и обратно в человека. Ко всему еще появились тайные муж­ские (воинские) союзы, терроризировавшие не только соседей, но и собственных соплеменников, а также разбойники-изгои, действовавшие в одиночку или целыми шайками-дружинами. Порою изгой (особенно знатный) захватывал власть в племени и превращался из преступника в героя.

    Со временем тотемизм из племенного превращался в «профессиональный». Шаманы стремились оборотиться жи­вотными, способными странствовать в трех мирах (небесном, земном и подземно-подводном) и сражаться с их обитателями, а воины — животными сильными, ловкими, агрессивными. Та­кие животные и становились спутниками или воплощениями воинственных богов: волк — Марса, Одина, Ярилы (Егоря), Аполлона, медведь — Тора, Перуна, бык — Зевса, Индры, Пе­руна. Зачастую вождь был и шаманом. Таков былинный Вольга (Волх) Всеславич (исторический князь Всеслав Полоцкий). Он и его дружина летают соколами, бегают волками или турами и плавают щуками. При этом звериный облик они используют для быстроты передвижения, но не для боя. Этот князь-оборотень выведен в произведениях Н.Перумова («Я — Всеслав»), А.Валентинова (цикл «Око Силы») и Дм.Баринова (Дудко) (цикл «Дары Солнца»). Могучий оборотень Мрак — любимый герой Ю.Никитина (цикл «Трое из леса»). У южных славян Волху соот­ветствует юнак (герой) Змей Огненный Волк.

  К древним тотемам восходят феодальные гербы в виде жи­вотных. Особенно популярны в геральдике были, опять-таки, животные сильные и агрессивные: лев, грифон, орел и т.д. Гер­манцы уже в IV веке носили на щитах изображения вепрей и львов.

   Своеобразно отражена тема оборотня в философии Г.С.Сковороды: «Так-то и сердце земное преображает нас в разныя нечистыя звери, скоты и птицы... Всяк есть тем, чие есть сердце в нем. Волче сердце есть родный волк, хотя лице и не волчее». Злое, низменное сердце превращает человека (внутренне) в волка, вепря, пса, змея, верблюда. Доброе, воз­вышенное — в оленя, льва, сокола, орла, горлицу, голубя.

Воины-звери («оборотни») существовали не только в сказаниях и поверьях. Телесно оборотиться зверем или уви­деть оборотня, разумеется, можно только в бреду {шаманском экстазе), но возможно, используя техники такого экстаза, обо­ротиться внутренне, т.е. приобрести «звериные» воинские спо­собности. В каких же обличьях представал индоевропейский воин-оборотень?

  Воин-медведь. Знаменитый скандинавский берсерк («мед­вежья шкура»). Пройдя перед боем через подобный шаманско­му припадок, он обретал удивительные способности. Отбросив защитное вооружение, с одним лишь мечом, дубиной или голы­ми руками, он с яростным ревом устремлялся в бой. И выходил из него без единой раны либо не чувствовал ран до конца сра­жения. Железо не брало берсерка. Убить его можно было разве что дубиной или камнем. Но после боя его охватывало «бес­силие берсерка». Воевали берсерки в одиночку или небольши­ми отрядами, составляя «спецназ» викингов. Такой отряд из 12 берсерков был у объединителя Норвегии Харальда Харфагра (IX век). Известен случай, когда в ожесточенном сражении они оказались единственными, кто не получил ни одной раны. На колонне Траяна изображен отряд германцев. Среди них бер­серк в медвежьей шкуре и с дубиной. В «Херварасаге» описан Самсейский бой (видимо, IV век). 12 братьев-берсерков перебили экипажи двух судов, но затем сами были убиты всего двумя героями — Хьяльмаром и Орвар-Оддом. При этом Хьяльмар, получив 18 ран, сразил главного берсерка Ангантюра и погиб сам. Остальных 11 убил Орвавр-Одд.

  В «Саге о Ньяле» описан религиозный «эксперимент». Были разожжены два костра: язычниками и христианами. Берсерк прошел через первый, но якобы не смог преодолеть второго. После этого Исландия крестилась (1000 год).

Способности берсерков, однако, не сверхъестественны. Звериная шкура неплохо защищала спину и голову от некаче­ственной стали, тем более, от меди или бронзы. В литературе часто утверждается, что берсерки (а также славянские, скиф­ские и сарматские воины) употребляли мухоморы (древняя сома-хаома). Однако прямых свидетельств об этом нет. Воз­можно, берсерки умели напрягать мышцы наподобие китайской техники «железной рубашки», что делало неуязвимыми и от­крытые участки тела. Воин-медведь вовсе не был буйным су­масшедшим. Подобно шаману, он сам вызывал у себя припадок и контролировал его ход. Это придавало ему особую силу натиска и быстроту реакции. Расплачиваться же за сверхспособ­ности приходилось неуживчивостью, агрессивностью и «бесси­лием». Состояние экстаза становилось своего рода наркотиком, заставлявшим искать схваток.

  Воины-медведи ушли в прошлое вместе с эпохой викингов. Поздние  берсерки зачастую лишь имитировали припадок, что­бы запугать и ограбить людей. Один такой «воитель» принялся реветь и кусать свой щит. В ответ опытный воин ударил ногой по щиту и оставил «берсерка» без зубов. У римлян знаменосцы носили медвежьи шкуры, а младшие командиры — волчьи. Но боевое искусство воинов-зверей не согласовывалось с желез­ной дисциплиной легионов. Пляски ряженых в медвежьих шку­рах («людей-медведей») известны у хеттов и славян. У славян и балтов сказочный герой, сын человека и медведицы (или жен­щины и медведя), наделен богатырской силой. На основе этого образа А.Пумпур создал своего Лачплесиса, вошедшего затем в фольклор. По сути, фэнтезийная поэма Пумпура заменила ла­тышам не сохранившийся у них героический эпос.

Воин-волк. Подобны берсеркам, но менее известны ульвхедины («волчьеголовые»). На пластине из Торслунда в Швеции рядом с Одином изображен воин с копьем в руке и головой волка. В Польше волколак представляется в виде волосатого челове­ка с волчьей головой. На золотых застежках из Тилля-тепе (Аф­ганистан) изображен воин в греческих доспехах и шлеме в виде волчьей головы — это бог войны Ортагн (Веретрагна, скифский «Арей»), Возможно, у германцев существовал «стиль волка» наподобие китайских «звериных» стилей борьбы. Образы воина-волка и воина-медведя у славян и гер­манцев весьма близки. Знаменитый скандинавский и англосак­сонский герой носит имя Беовульф — «пчелиный волк», т.е. медведь. Берсерк и скальд Эгиль Скаллагримсон (X в.), внук вервольфа, носил то медвежью, то волчью шкуру. Славянское волколак  означало «волчья шкура», изна­чально же «волк-медведь». Немцы именовали волка-оборотня «вервольф». Ирландские предания го­ворят об отряде лэгнех фэлад — воинов-вервольфов, за свою службу получавших человеческое мясо. Они приносили чело­веческие жертвы кровожадному богу Кромм Круаху и селились вдалеке от людей.

В Риме на празднике Луперкалий юноши в волчьих шкурах: луперки бегали по улицам и хлестали женщин. А на празднике «гирпинских волков» в честь богини Феронии и Аполлона Соранского некоторые люди, одержимые «волчьим» экстазом, ходили по раскаленным углям и совершали другие воинские подвиги. У хеттов известны обрядовые пляски ряженых «людей-волков». При византийском дворе готы плясали в волчьих шкурах. У осе­тин молодые воины, отправлявшиеся в набег (балц), именова­лись «волчьей стаей» (бал). Солнечного героя Сосруко закалка в волчьем молоке сделала неуязвимым.

В «Слове о полку Игореве» Всеслав Полоцкий за ночь до­бегает в волчьем обличье от Киева до Тмутаракани. Волх Всеславич, Змей Огненный Волк и их дружины также оборачиваются волками.

  В германском эпосе прославлен род Вельсунгов — «сынов волка». К нему принадлежали величайшие герои Сигмунд и его дети Сигурд (Зигфрид), Синфьетли и Хельги. Сигмунд и Син- фьетли превращаются в волков и нападают на людей в лесах. Позднее изгой-оборотень Сигмунд становится королем франков.

Зороастрийские книги осуждают разбойные отряды «людей- волков» (maiуго). Грузинский царь Вахтанг (V век) носил про­звище Горгасал (от иранского Горгасар — «волчьеголовый»), В ирландском предании св. Патрик превращает воинственного короля валлийцев Беретика в волка. Псевдо-Кесарий (VI век) с ужасом описывает кровожадных славян, которые едят женские груди и перекликаются волчьим воем. Своих же соплеменников сей византиец изображает кроткими и законопослушными. Таков древнейший образец славянофобии. Впрочем, Псевдо-Кесарий был явно наслышан о славянских «волчьих» дружинах.

  Вообще способность оборачиваться и оборачивать волками часто приписывается инородцам. Именно такое говорили скифы о неврах, а литовцы, удмурты и шведы — о русских. Когда после русско-шведской войны 1808—1809 годов развелось много волков, тут пошел слух, что это русские превращают в волков пленных шведов. Слобожанские украинцы также считали, что лучше всего умеют оборачивать людей волками рус­ские колдуны.

  Еще хетты именовали опасных преступников «волками». Объ­являли преступников волками также греки, индийцы и гер­манцы. Зевс обратил в волка аркадского царя Ликаона, по­смевшего угостить владыку богов мясом своего сына. Скандинавское «vargr» означало «волк», «преступник», «из­гой». Таких изгоев вешали в жертву Одину вместе с настоящими волками. В средневековой Англии «волчьими головами» называли разбойников.

 В Прибалтике еще в XVI—XVII веках действовали разбойные шайки «вервольфов», описанные шведским ученым Олавом Магнусом. Опьяненные колдовским зельем, они ели мертвецов. Однако некий ливонец Тисс в 1692 году сообщил, что немецкие и ливонские вервольфы и русские волколаки — «псы Бога». Они воюют с нечистью на земле и в аду, а по смерти попадают на небо. Он сам якобы был одним из них. Украинцы также верили, что волки истребляют чертей, а волколаки никогда не нападают на своих односельчан.

  С исчезновением «волчьих» дружин или вырождением их в банды, в Европе возобладало представление об оборот­не (вервольфе, волколаке и т.д.) как об изгое, нападающем на людей и скот. Его считали либо жертвой колдовства, либо злым колдуном, продавшим душу дьяволу. Распространилась даже психическая болезнь — ликантропия. Страдавшие ею мнили себя волками. Этих несчастных сжигали на кострах как колдунов-оборотней. Нередко же маньяки и грабители «рабо­тали» под вервольфов. Всех превзошел негодяй, долгие годы терроризировавший округу Жеводана во Франции с помощью двух гиен. Крестьяне, никогда не видевшие подобных тварей, разумеется, принимали их за оборотней. Охотники же тщетно изводили волков. Реальный волк (если он не бешеный), надо сказать, трусоват и на человека первым нападать, избегает.

Вервольфами именовались в 1945 году банды нацистов, действовавшие в тылу союзников. Норвежский неонацист и не­оязычник К.Викернес ныне отбывает тюремный срок за поджоги церквей и убийство. Под псевдонимами Варг Викернес и Каунт Гришнак этот современный вервольф сочиняет музыку и книги.

Об особом значении полнолуния для оборотней писали Петроний (I в.) и Гервазий Тильберийский (XIII в.). В русском заговоре волколак просит Месяц сделать его неуязвимым. В то же время в Эдде и славянских верованиях волки или волколаки пожирают солнце и луну. Волколаков и упырей часто смешива­ли на Балканах. Результат такого смешения — русское (литера­турное) вурдалак.

Вервольф — любимый герой западного кинематографа. Но вместо родной средневековой или деревенской среды он дей­ствует преимущественно в современном городе. Дрессировать для съемок волка или хотя бы собаку трудно, как и человеку изображать четвероногого зверя. Вот и бегает по экранам не­лепое двуногое и волосатое существо с волчьей или собачьей мордой, а то и просто с заросшим волосами лицом, скорее на­поминающее обезьяну. «Киношный» оборотень обычно превра­щается в свирепого зверя автоматически в полнолуние только на ночь, теряя при этом память и человеческий разум. В фоль­клоре такие легенды известны на Сицилии, но редки. При этом считалось, что для исцеления такого оборотня достаточно кровопускания. А уж превращение в оборотня человека, укушенно­го оборотнем, — это просто приписывание вервольфу свойств вампира.

Распространенной формой брака, особенно с иноплеменни­цами, в древности было похищение-набег. Отсюда именование у славян «волками» участников свадьбы и легенды о превра­щении колдуном в волков целого свадебного поезда. Вообще волколак  невольный (заколдованный насильно) — просто жал­кое существо. Охотиться он не умеет, красть скотину стыдится. Потому питается чем попало и ждет, пока кто-нибудь его рас­колдует (например, угостив хлебом). В средневековых легендах (кельтских и французских) злая колдунья превращает в волка некоего рыцаря или принца. Он жестоко мстит ведьме, но дру­гим людям помогает и в конце концов снимает с их помощью злые чары.

Воин-пес. Образы волка и пса у индоевропейцев взаимозаменимы: волки — «хорты» (псы) Егория (языческого Ярилы). У восточных славян сказочный герой (Иван Сучич) рождается от собаки. Сюжет этой сказки восходит к мифу о Даждьбоге- Солнце. Кир, по преданию, был воспитан волчицей или же пастухом и его женой по имени Спако («собака»). В ассирий­ских источниках скифский царь с «собачьим» именем Ишпакай именуется «бешеный пес», «волк».  В «Инглинга-саге» берсерки сравниваются с бешеными псами и волками. В гер­манском эпосе главными врагами Вельсунгов являются Хундинги — «сыны пса». «Собачьи» имена у ирландцев носят герой Кухулин («пес Кулана») и король Кури. У лангобардов в VI в. были «собакоголовые» воины. «Псоглавцами» именовались в Чехии пограничные воины-крестьяне (подобные казакам).

  В фольклоре Балкан и Карпат, античной и средневековой литературе фигурируют песиголовцы (кинокефалы) — могучее, но дикое и кровожадное племя. Они ездят на конях и нередко отождествляются с татарами. Однако святой может укротить кинокефалов молитвами и сделать своими защитниками. С со­бачьей головой изображался на иконах св. Христофор.

  Способностью к оборотничеству отличаются в поверьях украинские казаки-характерники (воины-колдуны). В частности, знаменитый запорожский кошевой Иван Сирко якобы умел обо­рачиваться псом.

Воин-лев. Геракл, сын Зевса, вершит свои подвиги, защи­щенный лишь непробиваемой львиной шкурой и вооруженный только дубиной и луком с отравленными стрелами. При этом он склонен к припадкам ярости. В нем нетрудно узнать воина- зверя, только не медведя или волка, а льва. Герой во львиной шкуре, сражающийся с трехглавым драконом, изображен на зо­лотой чаше IX века до н.э. из Хасанлу в Иране. Всеслав Полоц­кий в «Слове о полку Игореве» оборачивается не только вол­ком, но и «лютым зверем» (львом). Лютичи-вильцы также были не только «волчьим», но и «львиным» племенем. Славянские фигурки VII века, связанные с культом Даждьбога, изображают существ, сочетающих черты волка и льва.

Воин-барс. «Люди-леопарды», плясавшие в барсовых шку­рах, известны у хеттов. В шкуре барса (или тигра) изображается на средневековых иранских миниатюрах богатырь Рустам. Предания о нем были принесены в Иран саками (азиатскими скифами). На раннесредневековых фресках из Пенджикента и Фундукистана (в Афганистане) изображены два героя: во львиной и барсовой шку­рах. Первый отмечен знаком солнца, второй — луны. В иранской мифологии лев посвящен божеству солнца, барс — божествам луны и грома. Тариэл, герой бессмертной поэмы Руставели, одет

в шкуру тигра или барса. В основе этой поэмы — персидская кни­га, не найденная и поныне. Барсовые шкуры носят в «Илиаде» Менелай и Парис. На индоевропейской прародине (юг Восточной Европы) обитали львы и барсы. С тигром же познакомились (в азиатских степях) только древние иранцы.

Воин-бык (тур). Турами оборачиваются Вольга-Волх и его дружина. Восточнославянский сказочный герой (Иван Коровий Сын) рождается от коровы или лошади. «Бык» — обычный эпи­тет Индры и других богов в Ригведе.

Воин-вепрь. У скандинавов упоминаются, наряду с берсерками и ульвхединами, свинфюлькинги — воины-вепри. Вероят­но, на севере существовал и «стиль кабана». Кабан — священ­ное животное Фрейра (бога солнца), Даждьбога, Перуна.

Воин-дракон. В фаррерской балладе Дитрих Бернский (исторический король готов Теодорих Великий или его отец Тиудемир) превращается в дракона и побеждает бургундского героя Хёгни (Хагена), поливая его с воздуха ядом. В южносла­вянском фольклоре огненные змеи-громовники защищают лю­дей от злых водяных змеев — аждай, ламий. К земным женщинам огненные змеи приходят в человеческом обличье. Их дети становятся великими героями. Один из них — Змей Огненный Волк, очень напоминающий русского Волха. Он и его дружина так же оборачиваются волками и другими животными.

Воины-муравьи. Вольга и его дружина, чтобы проник­нуть во вражескую крепость, оборачиваются ... муравьями. Не странный ли облик для великих воинов? Однако в облике муравья предстает грозный Индра. Ахилл же правит племенем мирмидонян — «муравьев». Некогда они превратились в людей из муравьев.

В наши дни традиции индоевропейских воинов возрождают неоязычники. В частности, украинские «характерные казаки». Разумеется, превратиться в зверя физически человек не может. И вряд ли стоит возрождать в полном объеме опасное и жесто­кое искусство воина-зверя. Однако у индоевропейских воителей стоит поучиться умению сохранять единство с природой, видеть в звере не только врага, но и достойного соперника, лучшие ка­чества которого стоит перенимать.

 

Категория: Анталогия таинственных случаев | Добавил: kosaalex (15.02.2013)
Просмотров: 5453 | Рейтинг: 5.0/3




Бесплатный конструктор сайтов - uCoz