Нам никогда не
узнать, каких гениальных литературных произведений лишилась российская
культура оттого, что Пушкин и Лермонтов погибли так рано! А ведь на дуэлях
рисковали также Герцен, Столыпин, Брюсов и Набоков, Белый, Волошин и Гумилев. Едва не схватились за пистолеты Лев Толстой и Тургенев. Что потеряли
бы наша история и культура, если бы поединок между ними состоялся? Умные, казалось бы, люди добровольно
ввязывались в дуэли! Почему?
Оформление дворянства как благородного сословия
шло в Европе, начинай с XV века. И сразу все, кто осознали себя благородными,
увлеклись дуэлями, этой помесью самоубийства с убийством.
Сначала дуэлянты прятались в лесах. Потом
дрались повсюду, на улицах и парках, даже
в королевских дворцах. В конце XVII века пистолеты «потеснили» в дуэлях шлаги и
рапиры, уравняв физические возможности
дуэлянтов. С этого времени элиту Европы охватила настоящая дуэльная лихорадка. Дрались все: захудалые дворянчики из провинции
и коронованные особы; военные и штатские: старые и молодые.
В дуэлях гибло народу больше, чем я битвах
.
Короли пытались
остановить эту вакханалию из тех соображений, что дворене могут жертвовать собой
только ради королей. Ничего не помогало.
А в России дворяне тогда были холопами
высшей знати. Ни о каком благородстве
они даже не мечтали: дрались на дуэлях тут только нанятые на службу
иностранцы. Первая дуэль состоялась в 1666 году в Москве между шотландцам Патриком Гордоном (позже он стал петровским
генералом) и англичанином майором Монтгомери.
Благородным, с гербами и титулами, наше
дворянство стало волей Петра I, и он же сразу запретил дуэли «Кто против сего учинит,
оный всеконечно, как вызыватель, так и кто выйдет, имеет быть казнен. а именно
повешен (Если) из них кто будет (На дуэли] ранен или умерщвлен, то их и по
смерти за ноги повесить». Казнить надлежало также секундантов и свидетелей.
Запугал дворян Петр I капитально: до Екатерины
II дуэлей практически не было. А Екатерина даровала дворянам вольность! Став
независимыми от государства, почуяли наши дворяне. какие они на самом деле
благородные. Даже самый бедный «Акакий Акакиевич», по образу жизни весьма далекий
от высших бонз, роскошествовавших трудами крепостных, все же понимал, что он с
ними «одной крови». Дворянство стало замкнутой
кастой со своим неписанным кодексом чести. В Европе к этому моменту дульная лихорадка
завершилась. Последние стали редкими и,
с позволения сказать, гуманными при дуэли на шпагах бой велся до первого
ранений, при дуэли на пистолетах устанавливали дистанцию в 300 шагов. Большинство
поединков заканчивались легкими царапинами
или вообще бескровно.
Именно в это время лихорадка дуэлей накрыла
Россию.
Русская дуэль, по сравнению с европейской,
отличалась крайней жестокостью.
Четких правил не было. Если европейцы стрелялись с расстояния
снижающего риск смерти, то русские - обычно с 10-15 шагов, а бывало и с трех !
И заранее договаривались стрелять «до результата», то есть до смерти. Порой
стрелялись ставая поочередно спиной к обрыву, чтобы погибнуть даже при слабом ранении.
Часто обходились без секундантов и почти всегда без врача.
Неудивительно, что
в битве «за честь» нередко погибали оба противника.
Честь дворянина понятие расплывчатое. Потерей чести грозили
ложь, трусость, неверность присяге, кража. Это хорошо и правильно. Но,
присягнув императрице и имея в моральном багаже недопустимость кражи, высшие
дворяне обирали бюджеты целых губерний. Коррупция была чудовищной, о чем знали все
включая императрицу, но на дуэль вызывали не за это, а наоборот казнокрад считал себя
оскорбленным если кто-то намекал на его казнокрадство. «Честь» не касалась ни
страны, ни народа.
Высшие сановники превращали дуэль в средство расправы.
Потемкин, фаворит Екатерины узнав, что императрица восхищалась,
красавцем-князем Петром Голицыным подговорил полковника Шепелева вызвать
Голицына на дуэль.
Тот выбрал повод. Голицын отказаться не мог, и Шепелев его
заколол по словам ПУШКИНА «изменнически». В
благодарность Потемкин отдал замуж за
убийцу свою племянницу Надежду, снабдив ее немалым приданым, и сильно продвинул
Шепелева по службе. Причем сам Потемкин вызовы на дуэль не принимал. Ему жизнь
была дороже чести.
Раз уж помянули Пушкина: у него в «Капитанской дочке» Швабрин
под видом дуэли намеревался убить Гринева, а чтоб не уличили, не желал
секундантов. Типичный случай.
За любую чепуху человека могли вызвать и не смей отказаться: прослывешь трусом и
потеряешь честь. Было принято, что оружие
выбирает вызванный. Но выбор оружия был важен, а потому зачинщики стремились
оказаться вызываемой стороной. Что для этого нужно? Всего лишь оскорбить противника, и вот он вынужден
бросить вызов сам. Реальный зачинщик выбирает оружие и убивает человека. Где тут честь?
Лунин, известный бретер нарочно искал поводы для дуэлей. Как
сказали бы сейчас, он был маньяком. Подходил к незнакомцу и говорил:
«Милостивый государь! Вы сказали то- то и то-то» - «Милостивый государь, я вам
ничего не говорил» - «Как. вы утверждаете, что я солгал?» .. Дуэль готова.
Дуэлянты знали два
основных способа стрсльбы: метить « в нос» и
«в ляжку» Если « в нос», значит, заранее желать противнику смерти.
Метить «в ляжку» означало желание смыть оскорбление, не убивая. Но те, кто
метил «в ляжку», иногда промахивались и попадали в живот. Удивительно ли, что дуэлянты-маньяки
вроде Толстого-Американца всегда стреляли в живот и ссылались на то, что это
промахнулся. Убийство, а не докажешь...
В эпоху Александра
I, как отмечает исследователи, дуэль начала превращаться в средство политической
борьбы, способ сведения счетов или в некое шоу, с помощью которого забияки
создавали о себе нужное мнение.
Будущие декабристы
сплошь и рядом сводили политические дебаты к дуэлям. Примерно так: «Только бесчестный человек может
думать иначе». - «Я думаю иначе! Значит по-вашему, я бесчестный человек?» И выходят
стрелять друт в друга. Дворянская честь в этих игрищах была ни при чем, шел
отстрел конкурентов в битве за власть, которую они были намерены эахватитъ.
Известный позер, дуэльный маньяк А. Якубович в октябре 1818 года стрелялся
в Тифлисе с Грибоедовым. Прострелил Грибоедову ладонь. а позже распространял
про него же лживые слухи, позорил его.
Еще позже, во время выступления декабристов, вызвался убить Николая I, а
придя к царю, обещал умиротворить восставших. Обманул обе стороны. Какая уж тут
«честь».
В первой половине XIX века дуэль начала деградировать вслед
за пресловутой дворянской честью. Подлецы, получив пощечину утирались или
доносили в полицию. Бывало еще круче, в1837
году в Твери, знакомый Пушкина,
Александр Шишков, поссорился на балу с Черновым и вызвал его на дуэль. Тот
отказался, и Шишков отвесил ему пощечину, а Чернов побежал домой, вернулся с
кинжалом и зарезал Шишкова у крыльца.
Дуэли окончательно превратились в фарс и в России, и в
Европе. Честь кончилась, а вместе с ней и дуэли превратилась в фикцию.
Дмитрий Калюжный.
|