Бесплатный конструктор сайтов - uCoz
Пятница, 19.04.2024, 06:57

Вдохновение






НЕЗАВИСИМОЕ МНЕНИЕ ПО УКРАИНЕ

Не надо строить иллюзий, эти потомки Бандеры без поддержки извне, без денег, без политической поддержки, без печенек от кондитерской фабрики имени Нуланд, наконец, ни на какие майданы не пойдут. Так и будут ходить кругами, стучать в барабаны и символически жечь в Киеве по 2-3 покрышки. Потому что прекрасно знают, сегодня у власти не Янукович с добрым и ласковым "Беркутом", а точно такие же отморозки, которые уже хлебнули крови и с удовольствием перестреляют не то что "небесную сотню", а и "приземленную" тысячу. - http://www.nakanune.ru/articles/111938/#sthash.nR5INmfr.dpuf

Шуточная песенка

































Визитка
меню раздела
Архив записей








Деловые новости


Реферальный банер


Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика

Для чтения

Главная » Статьи » В мире интересного

Пираты и корсары Карибского моря

  Основной ареной колоритной истории аме­риканского пиратства стали в XVI и XVII веках воды бассейна Карибского моря и рассеянные по нему архипелаги Антильских островов. Эти острова, изобилующие множеством неприступ­ных и укромных заливов, многие десятилетия служили укрытиями для разного рода авантю­ристов и морских разбойников.

Разбой и торговля

Карибское пиратство выступало в двух раз­новидностях. С одной стороны, оно было связа­но с войнами, которые велись между европей­скими колониальными державами за раздел Нового Света. Существуя наряду с корсарством, а порой и сочетаясь с ним, оно характеризова­лось выступлениями мощных военных флоти­лий, принимавших участие в крупных военно-разбойничьих операциях. Этот союз пиратства и корсарства был столь тесен, что трудно порой строго разграничить оба эти явления и устано­вить, какие фигуры из карибской эпопеи сле­дует отнести к пиратам, а какие — к корсарам. Трудность эта стала одной из причин частого смешения по существу различных понятий: пи­ратства и корсарства.

С другой стороны, карибские пираты зани­мались прибрежным морским разбоем в мирное время, который зачастую был связан с торгов­лей. Здесь пираты чаще выступали в роли куп­цов и контрабандистов, чем воинов.

Испанский королевский двор, считавший себя единственным хозяином всех земель, рас­положенных к западу от пограничного меридиа­на, установленного договором, заключенным 7 июня 1494 года в городе Тордесильясе, вел в своих американских колониальных владе­ниях особую политику. Основой этой политики было обеспечение испанской метрополией пол­ной изоляции ее заморских владений от всего остального мира. Католическая Испания к тому же придавала этой политике религиозный харак­тер. Королевским указом был запрещен доступ в колонии всем еретикам, и особенно корсарам- протестантам.'

Вскоре, однако, у берегов Нового Света по­явились корабли Англии, Франции, Голландии и Дании, которые не признавали испанской коло­ниальной монополии. Между этими державами разгорелась борьба за передел Нового Света, которая в значительной своей части разыгра­лась на сцене Карибского военного театра. Не-

малое участие в этой борьбе приняли корсары и пираты.

Буканьеры и флибустьеры

Исследователи карибской  корсаро-пиратской эпопеи обычно делят ее на несколько исторических этапов, принимая за основу пери­оды господства отдельных европейских держав, участвовавших в борьбе.

Первый этап носит название французского периода (1530-1559 годы). В 1554 году Франсуа Леклерк, нагнавший страх на испанцев в Эспаньоле и Пуэрто-Рико, где разграбил беззащит­ные прибрежные поселения, напал на Сантьяго-де-Куба, занял и ограбил это поселение, а в следующем году снарядил экспедицию из десяти кораблей и без труда захватил Гавану. Восемнадцать дней разбойники хозяйничали в городе и ушли оттуда, обобрав жителей до нитки. Уходя, фран­цузы сожгли город дотла. В 1556 году они атаковали Ямайку. Пе­риод французского господства закончился в 1559 году, когда Франция заключила с Испанией мир в Шато-Камбрези, который положил на некоторое время ко­нец разбойничьим экспедициям под французским флагом против испанских владений в Америке. На этом, однако, деятельность французских корсаров и пиратов не закончилась. Они продолжали ее, только под чужим флагом.

 В этих условиях начался второй этап карибской эпопеи, так называемый английский период (1560-1620 годы). Хотя первые англий­ские корсары появились в карибских водах уже в 1519 году, то есть меньше чем через четверть века после открытия Америки Колумбом, в ши­роких масштабах свою деятельность они разви­ли лишь во второй половине XVI века. Каперы, или корсары, были владельцами кораблей, вы­ступавшими от имени государства, кото­рое выдавало им грамоту или каперское свидетельство. В грамоте указывалось, кто является врагом, а кто — союзником, и определялись условия дележа добычи. Обычно девяносто процентов получал сам корсар, а десять — отдавал патрону в знак покорности и в качестве компенсации за оказанную ему правовую защиту.

Англия, не обладавшая еще тогда силь­ным военным флотом, создавала свои вооруженные силы на море именно из таких корсаров. Эти отважные люди, отчаянно боровшиеся против врагов гордого Альби­она, высоко ценились английским королем и обществом, и многие из них получили в награду высокие титулы и звания. Число английских корсаров и пиратов, оставивших кровавый след в бурной исто­рии Антильских островов, столь велико, что перечислить их всех просто невозмож­но. Достаточно вспомнить лишь некоторых, наиболее знаменитых и дерзких из них, чтобы понять ту роль, какую они сыграли в истории. Ведущее положение в этой галерее занимают Джон Хоукинс, Фрэнсис Дрейк, То­мас Баскервиль и Уолтер Рейли.

Первый из них, Джон Хоукинс, больше купец, чем корсар, пытался вести торговлю в 60-х годах XVI века на беспокойном рынке бассейна Карибского моря; Фрэнсис Дрейк, приобщенный Хоукинсом к ремеслу корсара, действовал, главным образом, в 1570-1596 годах. Его преемник, Томас Баскервиль, не мог уже равняться со своим "наставником".

Дрейк, совершивший в 1577-1580 го­дах кругосветное плавание, прославился успешным нападением на Санто-Доминго. Десятого января 1586 года он появился во главе двадцати трех судов близ столицы Эспаньолы. На следующий день Дрейк тай­но высадил на берег несколько сот людей, которые быстро продвинулись к университетскому городу Санто-Доминго. Хотя город был окружен крепкими стенами и распола­гал кое-каким оружием, весь его гарнизон состоял всего из тридцати кавалеристов. К тому же городские ворота оставались откры­тыми, так что англичане вторглись в город без сопротивления. Испанский губернатор бежал. Дрейк потребовал с жителей выкуп в сумме двухсот тысяч дукатов. Однако горожане ока­зались не в состоянии собрать такую огромную сумму и вручили вождю корсаров всего лишь двадцать пять тысяч дукатов. Тогда Дрейк при­казал уничтожить город.

  В 1595 году Рейли захватил Трини­дад, в 1598 англичане разграбили Сан- Хуан, а затем обратили свое внимание на Ямайку. В начале февраля 1597 года они под командованием Антони Ширли совершили первое крупное нападение на остров, высадив отряд из двухсот пя­тидесяти человек в Пуэрто-де-Кагуайа (нынешний Пассидж-форт), откуда дви­нулись на столицу Ямайки — Сантьяго- де-ла-Вега. Немногочисленный испан­ский гарнизон обратился в бегство, Ведь в Карибских условиях даже несколько десятков человек, особенно таких отча­янных, как корсары, которые нападали всегда неожиданно, составляли уже вну­шительную силу. Английские корсары ограбили город и, уходя, оставили после себя лишь руины и пепелища.

   В 1600 году корсары вновь напали на Ямайку, на этот раз на другую часть острова. Следующий набег они совер­шили в 1643 году под командованием Уильяма Джексона, вновь захватив Сантьяго-де-ла-Вега. Англичанам так понравился этот "райский остров", что двадцать корсаров дезертировали со своих ко­раблей, перешли на сторону испанцев и посели­лись там навсегда.

Следующий этап — голландский период (1620-1640 годы). В это время другое враждеб­ное Испании государство, Голландия, усиленно развивало свою колонизаторскую деятель­ность в Азии (Индонезия) и в Америке (Нью- Амстердам, Гвиана). В 1624-1625 годах голланд­ские корсары совершили успешное нападение на Пуэрто-Рико.

Однако все прежние деяния корсаров и пиратов затмил своими «подвигами» голланд­ский мореплаватель Питер Питерсон Хейн, из­вестный в народе под именем Пита Хёйна. Это был сын голландского рыбака, занимавшегося рыболовством в открытом море, поэтому уже в юные годы он научился искусству мореплава­ния. В 1628 году Пит Хёйн был назначен глав­нокомандующим флотом Вест-Индской компа­нии, созданной Голландией для организации колониальной экспансии в Америке. Под его командованием оказался довольно большой флот, насчитывавший тридцать один корабль с тремя тысячами моряков на борту. Однако этот флот, несмотря на многочисленность, был до­вольно слабым, так как экипаж его состоял из малоопытных и плохо вооруженных мореплава­телей. Тем не менее Хёйн получил ответствен­ное и трудное задание. Ему было приказано за­

хватить команду, сокровища и корабли одной из «серебряных» испанских флотилий, шедших в сопровождении конвоя из Америки в Европу.

В связи с постоянной опасностью со сторо­ны корсаров и пиратов, действовавших вдоль морских трасс, которые связывали Испанию с ее американскими владениями, испанская Торговая палата, существовавшая с 1530 года и монополизировавшая морскую торговлю, ре­шила для перевозки сокровищ из Америки в Европу использовать караваны судов, шедших под охраной могущественных военных кора­блей. Однако плохо приходилось "золотым" или "серебряным" галионам, если из-за аварии или непогоды они отрывались от своего каравана. Английские, французские и голландские кор­сары, а также многочисленные Карибские пи­раты только и ждали таких случаев, следуя за караванами испанских судов, словно акулы за жертвами.

Притаившийся у побережья Кубы корабль французских корсаров напал как-то на один из испанских галионов и взял его на абордаж. Кро­ме золота корсары нашли на галионе военно- морские карты с обозначенным на них, секрет­ным еще тогда, морским путем, по которому из Америки в Испанию перевозили золото, серебро и другие сокровища Нового Света. Эта находка вызвала целую серию нападений на "золотые" и "серебряные" испанские морские караваны.

     Питу Хёйну не сулили больших успехов. Во главе своей эскадры он должен был атаковать одну из испанских "серебряных" флотилий, со­стоявшую из четырех крупных военных галионов и одиннадцати более мелких торговых судов. Мощь огня одного только испанского галиона превышала силу всей голландской эскадры. Обманув бдительность береговой охраны, Пит Хёйн притаился со своим флотом близ Матансаса на Кубе, к востоку от Гаваны. Как он и предвидел, никто не ожидал встретить врагов у самых ворот Кубы, одного из главных испанских бастионов в районе Антильских островов. Нападение голландских корсаров  про­ведено столь умело и так неожиданно, что они не успели даже пустить в ход свою артиллерию. Девять крупных судов, груженных ценными ме­таллами и пряностями, попали в руки голланд­цев. Пропал годовой труд испанских подданных и колонистов. В Европе поколебалось доверие к испанским банкирам, а кастильцам нечем было даже оплатить расходы на свою армию.























После поражения, на­несенного голландцами, испанцы укрепили в своих Карибских владениях береговую охрану, изменили сроки рейсов и пути прохождения флотилий, перевозивших сокро­вища, но, несмотря на все меры предосторож­ности, корсары и пираты продолжали наносить им ощутимые удары. Ослабленные испанские флотилии оказались теперь способными только на оборону. Вырастали толстые стены фортов, разбросанных на Антильских островах, которые и по сей день остаются немыми свидетелями происходившей здесь кровавой борьбы. Моно­полия испанского господства на Карибском море рушилась, как стены крепостей, захватываемых англичанами, французами голландцами.

Категория: В мире интересного | Добавил: kosaalex (07.02.2013)
Просмотров: 2041 | Рейтинг: 5.0/5




Бесплатный конструктор сайтов - uCoz