Крест — довольно
простое геометрическое образование, сегодня приобрело настолько сильное
духовное значение, что в геометрическом контексте даже звучит необычно. Крест,
ставший священным знаком всего многомиллионного христианского мира,
превратился в один из самых важных символов духовного богатства человечества.
Образ креста возник
еще во времена позднего палеолита, а в неолите он, фактически, присутствовал в
культуре самых разных народов. В это время в традициях удаленных друг от друга
культур появляется единое универсальное понятие креста. Крест — это символ
жизни и смерти. Доказательством единства этого понятия служат многочисленные
археологические раскопки в разных местах земного шара, а также сохранившиеся
произведения раннего эпоса. Со временем философия «жизни и смерти» развивалась,
и поэтому символика креста давала больше значений. Крест означал жизнь,
плодородие, бессмертие, дух и материю в единстве. С крестом связывалась идея
процветания и удачи. Неудивительно, что духовная сила знака из теории перешла
в практику: символическая сила креста использовалась во всевозможных ритуалах,
в магии, народной медицине, гаданиях, искусстве и быту.
С началом нашей эры, то есть с появлением христианства, в
символике креста появился двойственный мотив выбора. Теперь крест считался не
только «жизнью и смертью», а правом выбора между ними. Крест также стал
символизировать выбор между счастьем и несчастьем, между процветанием и
упадком. По этой причине в Европе Средних веков короли и самые знатные особы
подписывались крестом. (Это не тот
случай, о котором мы все подумали! Писать они, в большинстве своем, умели...).
Подписываясь крестом, тем самым короли делали выбор и присваивали себе крест
как личный знак. На рубеже двух эпох также появилось созвучие символа креста с
понятием перекрестка. Теория перекрестка из четырех дорог особенно часто
выступает в притчах об Иисусе Христе, легендах о греческом Гермесе или римском
Меркурии, а также в славянском эпосе.
В Китае, например, у
креста были числовые значения. Сам крест означал число 10, три креста — число
30 или «поколение». В Китае, в Индии и в странах Скандинавии крест стал символом неба. В Древнем Египте и Вавилонии крест был
образом будущей жизни, а у финикийцев представлялся в виде двух кусочков
дерева — огнива для получения огня. В Древней Британии и в Ассирии крест был эмблемой живородящей силы Вселенной
и вечности. Крестами как эмблемой украшались портреты лиц, пользующихся
большим почетом. В славянских деревнях кресты изображали на домах, чтобы
оградить семью от пришествия нечистой силы, а у американских индейцев ставили
на домах кресты, чтобы не допустить возвращения умерших.
Интересны и значения некоторых эмблем, в которых крест сочетается
с другими геометрическими фигурами. Общепринятый смысл имеют следующие
сочетания:
- крест и круг — соединение мужского и женского начала;
- крест и шар — верховная власть, империя, торжество
духовного над телесным;
- крест и голубь — присутствие святого духа;
- крест с равными лучами — единство противоположностей.
У китайских идолов
часто в руках находится крест из громовых перунов, что является символом
торжества божественного учения над мирскими заблуждениями. Иерусалимский
крест означает преданность и противопоставляет «верных» и «неверных».
Как показывают
факты, символ креста действовал на подсознание самых разных народов, не
имевших с христианством ничего общего. После того, как символ свастики, не
более «магический», чем другие геометрические символы, был использован
фашистами как эмблема «арийского» начала, в сознании всего человечества
свастика приобрела дьявольский характер. Ее трагическое значение оказывает
настолько сильное негативное воздействие на человеческую психику, что в наше
время часто игнорируются археологические находки, в которых присутствует
свастика, и нередко звучат призывы к уничтожению исторических памятников,
украшенных этим знаком. Существуют разные объяснения, почему нацисты в 1919
году избрали именно этот древний символ своей эмблемой. Наиболее веское из них,
что Гитлер искал происхождения «арийских корней» в культуре древнего Тибета,
а кроме того, придавал огромное значение всему, что более или менее серьезно
связано с магией. Во всяком случае, на выбор фашистов повлияла не сама форма
изображения, а его древний «магический» смысл.
Свастика, фактически
являющаяся разновидностью креста, является одним из самых древних символов.
Ее первые изображения появились еще в верхнем палеолите и встречаются в
наскальных изображениях и орнаменте многих народов в самых различных частях
света. Само название определено как «благоденствие»
и походит из древнеиндийского языка. Именно в древней индийской культуре, а
также традициях древнего Тибета свастика занимала важное место. Здесь, на Востоке,
свастика означала «объект, приносящий счастье», толковалась как символ солнца,
знак света и щедрости. Изображали ее в виде креста с загнутыми под углом или
овально концами. Иногда концы располагались по ходу часовой стрелки, иногда —
против. Свастика с загнутыми концами по ходу часовой стрелки являлась символом
хода времени, своеобразно демонстрируя движение солнца по небу, и означала
развитие, прогресс. В VII – VI вв.
до нашей эры свастика вошла в основную символику буддизма и стала означать
тайную доктрину Будды. Жители Тибета широко использовали свастику в бытовых
орнаментах, а «знак благоденствия», украшавший двери жилищ, считалось, что
приносил счастье. Еще до нашей эры правая свастика появилась на индийских и
иранских монетах, а затем вместе с буддизмом распространилась и в Китае. В
китайской культуре загнутые концы креста интерпретировались как символы ветра,
дождя, огня и молнии. Здесь же в виде свастики изображали и древний знак
«фан», обозначающий четыре части света. Позднее китайцы выбрали этот знак эмблемой
бессмертия и обозначением числа 10000, что в те времена представляло собой
бесконечность. В Японии свастика также стала символом долгой жизни и
процветания. Связывали свастику и с понятием календаря. Первые календари,
высеченные в камне, располагались таким образом, что лучи солнца, попадающие в
определенный день года на изображение свастики, были знаком к началу сбора
урожая. Левая свастика, с «ходом» против часовой стрелки, означала регресс,
несчастье, возвращение к прошлому. В Индии левая свастика называлась немного
иначе — «саувастика», означала «черного бога» Кали, несущего смерть и
разрушение, а также была основным символом «черной» магии.
Нельзя утверждать,
что это именно с Востока символ свастики распространился по всему миру. Уже в
эпоху палеолита, а затем неолита изображения свастики совершенно независимо от
культуры Востока появились в северных районах Европы и даже у индейцев
Центральной Америки. Как и на Востоке, правая свастика была счастливым
символом и связывалась с богами Солнца. Например, у скандинавских народов
свастика была одним из символов верховного бога Одина, олицетворявшего солнце,
у кельтов — символом домашнего очага, широко использовалась в орнаментах
древних греков и римлян. Именно греки, несомненно, позаимствовавшие
«философию» свастики у народов Востока, широко использовали левую свастику как
символ зла.
У многих народов
Европы свастика была принята как символ огня и плодородия. Примечательно, что у
славянских народов эти символы были другими, поэтому на территории от Эльбы до
Днепра древние изображения свастики встречаются очень редко. Но иногда их
можно увидеть на древнейших иконах или произведениях искусства исторического
характера. Широко известно, например, изображение княэя Владимира в одеждах,
украшенных свастикой, на картине Ильи Глазунова «Вечная Россия».
|