Бесплатный конструктор сайтов - uCoz
Воскресенье, 28.04.2024, 17:17

Вдохновение






НЕЗАВИСИМОЕ МНЕНИЕ ПО УКРАИНЕ

Не надо строить иллюзий, эти потомки Бандеры без поддержки извне, без денег, без политической поддержки, без печенек от кондитерской фабрики имени Нуланд, наконец, ни на какие майданы не пойдут. Так и будут ходить кругами, стучать в барабаны и символически жечь в Киеве по 2-3 покрышки. Потому что прекрасно знают, сегодня у власти не Янукович с добрым и ласковым "Беркутом", а точно такие же отморозки, которые уже хлебнули крови и с удовольствием перестреляют не то что "небесную сотню", а и "приземленную" тысячу. - http://www.nakanune.ru/articles/111938/#sthash.nR5INmfr.dpuf

Шуточная песенка

































Визитка
меню раздела
Архив записей








Деловые новости


Реферальный банер


Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика

Для чтения

Главная » Статьи » Анталогия таинственных случаев

Взрыв в СКАПА - ФЛОУ

1939 год. Тревожная октябрьская ночь окутала Британские острова. В главной базе

королевского флота Скапа-Флоу застыл на рейде лин­кор «Роял Оук». Корабль только что вернулся из оче­редного похода, и утомленная команда получила дол­гожданный отдых. Кажется, ничто не предвещало бе­ды, как вдруг около часа ночи глухой удар сотряс весь линкор. Сигнал тревоги сорвал с коек спящих моряков и разбросал их по постам. Вскоре на мостик поступили первые доклады: «Подводная пробоина в районе форштевня. В результате внутреннего взры­ва повреждены цистерны жидкого топлива, сорваны со стопоров якорь-цепи». Вслед за тем высокий столб воды взметнулся у правого борта, в районе дымовой трубы. И наконец, взорвались пороховые погреба. Смертельно раненный линкор повалился на борт. Че­рез полчаса на поверхности бухты, покрытой толстым слоем мазута, плавали лишь обломки корабля да не­многие уцелевшие моряки, 833 человек недосчитался утром королевский флот.

Так погиб линкор «Роял Оук».

ТРИУМФ ГЮНТЕРА ПРИНА

Первые дни после катастрофы английское коман­дование отмалчивалось: оно было в полном неведе­нии относительно причин катастрофы. Горькая истина стала известна лишь через несколько дней, когда в Берлине затрубили фанфары. Вот что сообщала офи­циальная пресса фашистской Германии.

В ночь на 14 октября подводная лодка 11-47 под командованием лейтенанта Гюнтера Прина проникла в английскую базу через пролив Керк. Не найдя до­бычи в западной части акватории, Прин начал обсле­довать восточную. Вскоре он обнаружил при свете се­верного сияния линкор «Роял Оук» и линейный крейсер «Рипалз». Позиция для атаки была идеальной. После первой атаки оба английских корабля получили по­вреждения. Перезарядив аппараты, Прин повторил ата­ку. Три торпеды, достигшие цели, решили участь «Роял Оука».

Триумфальная поездка в Берлин, национальные че­ствования, прием у фюрера — вот что ожидало всех «героев» Скапа-Флоу. Вскоре на книжных прилавках

«третьего рейха» появился очередной бестселлер «Мой путь в Скапа-Флоу». Гюнтер Прин, теперь уже капи­тан-лейтенант, не жалел красок для описания своих «исторических» деяний. Кто знает, какими бы еще от­кровениями поразил мир этот вояка, если 10 марта 1940 года английские корабли в 200 милях к югу от Ирландии не потопили U-47. Естественно, фашистская пропаганда не преминула возвести Прина в ранг «бессмертного героя».

Правда, в хор дифирамбов еще в пору войны стали вклиниваться скептические и недоуменные ноты. Пре­жде всего, немецкие летчики были неприятно удивле­ны, увидев «тяжело поврежденный» крейсер «Рипалз» в целости и сохранности. Узнав об этом, Прин поспе­шил поправиться, заявив, что он-де подорвал не «Ри­палз», а линкор «Айрен Дюк». Когда же и эта версия не подтвердилась, он заменил линкор авианосцем «Арк Роял». Но авианосец также пребывал в боевом строю. Более того, как утверждало английское коман­дование, на рейде Скапа-Флоу в день атаки находи­лись только линкор «Роял Оук» и старый транспорт гидроавиации «Пегасус». Последний никак не походил ни на линкор, ни на авианосец, не говоря уже о том, что Прин его вообще не заметил.

Недоумение вызывали и сами описания прорыва U-47. Чего стоили, например, ссылки на приливное течение: в 23.30 — «попутный прилив» (лодка на под­ходах к базе); в 00.30 — «слабый прилив» (лодка в гавани); а через несколько минут скорость приливной волны якобы достигла 10 узлов. Между тем в Скапа- Флоу к полуночи прилив заканчивается.  Если верить книге Прина, он сам выбирал удобней­шую позицию для торпедной стрельбы: большой непо­движный корабль, стоял боком к лодке (курсовой угол — 90°), дистанция была оптимальной. И в таких-то условиях, напоминавших учебные стрельбы, без всякого противодействия опытный подводник ухит­рился с первого залпа не попасть в линкор (из 4 вы­пущенных торпед лишь одна, по словам Прина, попала в «Рипалз»).

Что и говорить, здесь было чему удивляться.

Как же объяснило гибель «Роял Оука» командование «флота его величества»? Случайностью, роковым сте­чением обстоятельств: блокшив, который должен был

закупорить приновскую лазейку, опоздал прибыть в бухту на сутки. Да и кто бы мог ожидать от немцев такой осведомленности о системе обороны и навига­ционной обстановке в Скапа-Флоу, а главное, такой наглости.

Эти доводы убеждали далеко не всех. По кораблям и базам Англии поползли слухи, объясняющие «истин­ные причины гибели» линкора. Вот одна из версий.

ЛЕГЕНДА О ЧАСОВЩИКЕ

Вскоре  после самозатопления немецкого флота в английской базе Скапа-Флоу (по условиям переми­рия 1917 года, немецкий флот был сосредоточен в Ска­па-Флоу, где впоследствии его затопили сами немцы) морской офицер Альфред Веринг оказался на грани нищеты. Значительных капиталов он не имел, а его единственным увлечением были часы. Все это и при­вело безработного моряка в одну из немецких часо­вых фирм. В качестве коммивояжера Веринг объездил страны Европы, где, помимо коммерческих заданий, выполнял поручения германской секретной службы. Так продолжалось до 1926 года, когда Веринг ре­шил осесть в Швейцарии. В традиционно нейтральной стране он не только освоил в совершенстве профес­сию часового мастера, но и сменил имя вместе с под­данством. В 1927 году швейцарский гражданин Ортель эмигрировал в Англию и поселился в городе Керкуол.

Тут мы должны сделать необходимые пояснения. Этот город на острове Мейнленд (Оркнейский архи­пелаг) расположен на севере Шотландии, рядом с главной базой английского флота Скапа-Флоу. Имен­но в нее еще в первую мировую войну безуспешно пытались проникнуть немецкие подводные лодки.

Новый житель Керкуола вскоре открыл часовой ма­газин. Помимо своего бизнеса, часовщик увлекался парусным спортом и рыбной ловлей. Поведение его было самым лояльным, а образ мыслей весьма бла­гонамеренным. Никто не обращал внимания на то, что этот англичанин (в 1932 году он принял английское подданство) предпочитает удить рыбу и совершать па­русные вояжи в районах проливов, соединяющих га­вань Скапа-Флоу с Северным морем. Именно там, где были расположены управляемые минные заграждения, посты наблюдения, сети и блокшивы, закрывающие проход в гавань. Одним словом, к 1938 году описание системы обороны базы Скапа-Флоу лежало в сейфах фашистской разведки.

В один из октябрьских вечеров под предлогом того, что погода дождливая и покупателей не предвидится, керкуольский часовщик закрыл свой магазин раньше обычного. Тщательно заперев двери дома, он извлек из тайника коротковолновый радиопередатчик и на несколько секунд вышел в эфир. Его позывные были услышаны на континенте, и 13 октября подводная лодка 11-47 скрытно приблизилась к Оркнейским островам. Там она приняла с английского побережья неизвестного мужчину, кото­рый и вступил в командование лодкой. Он благополучно провел U-47 через узкости и заграждения пролива Керк, а затем пос­ле потопления линкора вывел ее назад в Северное море.

Нетрудно догадаться, кто был этот че­ловек. Но имя его так и осталось неиз­вестным. Альфред Веринг сбросил личину Альберта Ортеля и растворился в среде офицеров флота.

Такова легенда о часовщике-шпионе. На наш взгляд, она мало правдоподобна. В таком небольшом городе, как Керкуол, появление,  а затем и внезапное исчезно­вение владельца магазина (к тому же иностранца по происхождению) не могло остаться незамеченным. Расследование, проведенное в свое время местной газетой «Оркней Геральд» показало, что ни старожи­лы города, ни часовщики, ни чиновники — никто ни­чего не знает об Альберте Ортеле. Официальные воен­ные источники на Западе также отрицают эту версию.

ДИВЕРСИЯ

Конечно, все уцелевшие члены экипажа «Роял Оука» дали свои показания. Выяснилось, что примерно поло­вина из них была убеждена в том, что корабль погиб от внутренних взрывов, а не от вражеских торпед/  Сторонники этой версии утверждали, что из всех взры­вов на линкоре лишь один можно без сомнения клас­сифицировать как торпедный. Остальные же выгляде­ли как внутренние. Причем два из них произошли в районах расположения артиллерийских погребов, а один — в районе торпедных аппаратов.

К тому времени слухи о кровавых акциях немецких шпионов и диверсантов имели достаточно широкое хождение в Англии. Стоит ли удивляться, что в пе­чати были высказаны такого рода предположе­ния: а проникала ли вообще U-47 в Скапа-Флоу? И не является ли ее командир всего лишь ширмой для сокрытия истинной причины гибели линкора — причины, которую немецкое командование хотело бы сохранить в тайне? Быть может, корабль потоплен ди­версантами, окопавшимися на береговых складах, или подводными пловцами, проникшими в базу на карли­ковых субмаринах?

Английское адмиралтейство до сих пор утверждало одно и то жt: атака U-47 — единственная причина гибели «Роял Оука». Когда же журналисты потребовали доказательств, им было объявлено, что водолазы об­наружили на дне бухты осколки торпед. Впрочем, это мало кого убедило. Ведь первый взрыв произошел именно там, где были расположены торпедные аппа­раты линкора. Следовательно, найденные осколки мог­ли быть английского происхождения...

Можно ли однозначно ответить на вопрос: почему погиб «Роял Оук»? Видимо, можно. Надо поднять ко­рабль на поверхность и обследовать повреждения кор­пуса. Линкор лежит на мелководье, в закрытой бухте, так что задача эта не из сложных. Однако проект подъема корабля или разборки его на металл был встречен в штыки некоторыми влиятельными кругами. «Не оскорбляйте покоя мертвых героев» — таков ос­новной мотив возражений. И до сих пор «Роял Оук» ржавеет на дне бухты. С каждым годом илистый грунт все сильнее и сильнее затягивает корпус тра­гически погибшего корабля. С каждым годом все труд­нее становится выявить истину.

 

ПРАВДА И ВЫМЫСЕЛ  О „РОЯЛ ОУКЕ"

На вопросы, поставленные в статье М. ЧЕНУРОВА ,,Взрыв в Снапа-Флоу" отвечает нонтр-адмирал запаса Винтор ЯРОСЕВИЧ

История гибели линкора «Роял Оук» такова, что правду в ней не так-то легко отделить от вымыс­ла, Начнем с того, что вахтенный журнал U-47, возможно, всего лишь фальшивка. В фашистском флоте были тому прецеденты. Так, 4 сен­тября 1939 года подводная лодка U-30 без предупреждения торпеди­ровала в Атлантике английским лай­нер «Атения». Корабль быстро зато­нул, унеся с собой на дно 112 пас­сажиров. Однако этим варварским актом дело не кончилось. Представи­телям нейтральной прессы был про­демонстрирован «вахтенный журнал» U-30, из которого явствовало, что немецкая лодка «не имела никакого отношения» к гибели «Атении».

Относительно мемуаров Прина ре­зонно предположить, что этот военно-пропагандистский боевик скорее всего был сочинен борзописцами Геб­бельса. Обыватель должен был про­чувствовать, как умело и героически боролся весь экипаж U-47 дело фюрера, и вдоволь насладиться эф­фектным описанием гибели англий­ского линкора. В деталях морской службы создатели приновских мемуа­ров разбирались плохо, а консуль­танты оказались либо невниматель­ными, либо на их объективные, но идеологически невыдержанные ис­правления не обратили внимания...

Попытаемся разобраться в случив­шемся. Прежде всего у фашистов были возможности довольно обстоя­тельно ознакомиться с базой Скапа- Флоу: в предвоенное время ее посе­щали немецкие корабли, с первых дней войны она находилась под по­стоянным наблюдением с воздуха и из-под воды. Кроме того, немецкой разведке в то время был известен английский морской радиошифр. Следовательно, переговоры должно­стных лиц королевского флота не были для противника секретом, как и то, что охрана базы с моря ве­дется халатно, что в проливе Керк имеется «щель». Гитлеровцы, несом­ненно, знали: в ближайшее время щель эта будет закрыта. Ведь в про­тивном случае торопливость немец­кого командования непонятна. Зная, что в гавани стоят два устаревших корабля, а таковыми являлись и «Рипалз» и «Роял Оук», оно могло бы подождать, пока туда не зайдет более ценная добыча: новый линкор или авианосец. Таким образом, про­рыв Прина был хорошо подготовлен и обеспечен (в наших комментариях мы рассматривали лишь эту версию, как наиболее правдоподобную).

13 октября Прина информировали по радио о точном местоположении, «Роял Оука» и «Рипалза». Однако именно в ночь на 14 октября линей­ный крейсер «Рипалз» вышел в мо­ре. Естественно, Прин не мог знать об этом. Используя кульминационный момент прилива, U-47 проникла в Скапа-Флоу и незамедлительно на­правилась в район, где, по данным разведки, стояли на якоре два тя­желых корабля противника. Резон­но также предположить, что в ходе маневрирования в затемненной зоне проливов, а затем в самой гавани штурман U -47, не имея ориенти­ров, заблудился, — расчетная точка на карте, в которой якобы находи­лась немецкая лодка, не соответ­ствовала ее действительному положе­нию в гавани. Это расхождение, на­зываемое у моряков «невязка», и обусловило неверное описание места и курсового угла в момент атаки «Роял Оука». И наконец, текст радио­граммы, информирующей о наличии в Скапа-Флоу линкора и линейного крейсера, очевидно, был достаточно категоричен и не давал повода к сомнениям на этот счет. Один из указанных кораблей был обнаружен, а «увидеть и опознать» другой Прину помогло воображение. Возможно, этому способствовали какие-либо бе­реговые сооружения. Ночью, при специфическом освещении (северное сияние) их вполне можно было при­нять за корпус и надстройки тяже­лого корабля.

Теперь перейдем к самой атаке. Но сначала необходимо дать неболь­шую справку. К началу второй ми­ровой войны в числе прочих техни­ческих новинок на вооружении фло­тов появилась магнитная торпеда с неконтактным взрывателем. Сраба­тывал он не у хорошо защищенного борта, а под днищем. При этом поражались артиллерийские погреба, машинные и котельные отделения — то есть наиболее важные и уязви­мые объекты. Конечно, столь гроз­ное оружие поначалу тоже не было лишено недостатков, главный из ко­торых — относительно малая надеж­ность. Нет ничего удивительного в том, что три торпеды из четырех, выпущенные U -47 при первом зал­пе не сработали.

Взрыв в носовой части «Роял Оука» сопровождался относительно неболь­шим столбом воды, что также свой­ственно неконтактной торпеде. Вах­тенный начальник, находясь на мо­стике линкора, мог и не заметить его: верхняя палуба на баке нави­сает над форштевнем и закрывает его от наблюдения.

Взрыв разворотил часть днища, уничтожил носовые торпедные аппа­раты, вызвал разрушения на скла­де шкиперского имущества и сорвал якорь-цепи со стопоров, после чего корабль, получив некоторую свободу перемещения, несколько изменил свое положение, развернувшись кор­мой. Поскольку ряд носовых отсеков оказался затопленным, а на скла­де корабельного имущества к тому же были повреждены цистерны с жидким топливом, то сомнительно, чтобы аварийная команда смогла точно установить характер взрыва.

Вторая немецкая торпеда, очевид­но, угодила в район расположения погребов боезапаса противоминной и зенитной артиллерии — самое уязви­мое место любого военного корабля. Затем, используя полную растерян­ность английского командования, Прин благополучно выбрался из базы.

Такова наиболее вероятная карти­на гибели «Роял Оука». Увы, в наших объяснениях слишком много «оче­видно», «вероятно» и «судя по все­му». Однако, повторяем, отделить правду от вымысла в этой трагедии весьма трудно. Ясно лишь одно: нужно документальное, беспристра­стное расследование обстоятельств гибели линкора. Но командование английского флота не торопится вскрыть сейфы военных лет, и, долж­но быть, тому есть веские причины. Не спешит с объяснениями и адми­нистрация судостроительного заво­да, спустившего со стапелей «Роял Оук». Ведь гибель линкора всего от двух торпедных попаданий — неваж­ная реклама.

Вероятно, истина все же всплывет со временем, когда загадка Скапа- Флоу уже будет только историей и «мертвые не смогут обвинить жи­вых».

Категория: Анталогия таинственных случаев | Добавил: kosaalex (15.11.2012)
Просмотров: 4303 | Рейтинг: 5.0/3




Бесплатный конструктор сайтов - uCoz