1939 год. Тревожная октябрьская ночь окутала Британские
острова. В главной базе
королевского флота Скапа-Флоу застыл на рейде линкор «Роял
Оук». Корабль только что вернулся из очередного похода, и утомленная команда
получила долгожданный отдых. Кажется, ничто не предвещало беды, как вдруг
около часа ночи глухой удар сотряс весь линкор. Сигнал тревоги сорвал с коек
спящих моряков и разбросал их по постам. Вскоре на мостик поступили первые
доклады: «Подводная пробоина в районе форштевня. В результате внутреннего взрыва
повреждены цистерны жидкого топлива, сорваны со стопоров якорь-цепи». Вслед за
тем высокий столб воды взметнулся у правого борта, в районе дымовой трубы. И
наконец, взорвались пороховые погреба. Смертельно раненный линкор повалился на
борт. Через полчаса на поверхности бухты, покрытой толстым слоем мазута,
плавали лишь обломки корабля да немногие уцелевшие моряки, 833 человек
недосчитался утром королевский флот.
Так погиб линкор «Роял Оук».
ТРИУМФ ГЮНТЕРА ПРИНА
Первые дни после катастрофы английское командование
отмалчивалось: оно было в полном неведении относительно причин катастрофы.
Горькая истина стала известна лишь через несколько дней, когда в Берлине
затрубили фанфары. Вот что сообщала официальная пресса фашистской Германии.
В ночь на 14 октября подводная лодка 11-47 под командованием
лейтенанта Гюнтера Прина проникла в английскую базу через пролив Керк. Не найдя
добычи в западной части акватории, Прин начал обследовать восточную. Вскоре
он обнаружил при свете северного сияния линкор «Роял Оук» и линейный крейсер
«Рипалз». Позиция для атаки была идеальной. После первой атаки оба английских
корабля получили повреждения. Перезарядив аппараты, Прин повторил атаку. Три
торпеды, достигшие цели, решили участь «Роял Оука».
Триумфальная поездка в Берлин, национальные чествования,
прием у фюрера — вот что ожидало всех «героев» Скапа-Флоу. Вскоре на книжных
прилавках
«третьего рейха» появился очередной бестселлер «Мой путь в
Скапа-Флоу». Гюнтер Прин, теперь уже капитан-лейтенант, не жалел красок для
описания своих «исторических» деяний. Кто знает, какими бы еще откровениями
поразил мир этот вояка, если 10 марта 1940 года английские корабли в 200 милях к югу от
Ирландии не потопили U-47.
Естественно, фашистская пропаганда не преминула возвести Прина в ранг
«бессмертного героя».
Правда, в хор дифирамбов еще в пору войны стали вклиниваться
скептические и недоуменные ноты. Прежде всего, немецкие летчики были неприятно
удивлены, увидев «тяжело поврежденный» крейсер «Рипалз» в целости и
сохранности. Узнав об этом, Прин поспешил поправиться, заявив, что он-де
подорвал не «Рипалз», а линкор «Айрен Дюк». Когда же и эта версия не подтвердилась,
он заменил линкор авианосцем «Арк Роял». Но авианосец также пребывал в боевом
строю. Более того, как утверждало английское командование, на рейде Скапа-Флоу
в день атаки находились только линкор «Роял Оук» и старый транспорт
гидроавиации «Пегасус». Последний никак не походил ни на линкор, ни на
авианосец, не говоря уже о том, что Прин его вообще не заметил.
Недоумение вызывали и сами описания прорыва U-47. Чего стоили, например,
ссылки на приливное течение: в 23.30 — «попутный прилив» (лодка на подходах к
базе); в 00.30 — «слабый прилив» (лодка в гавани); а через несколько минут
скорость приливной волны якобы достигла 10 узлов. Между тем в Скапа- Флоу к
полуночи прилив заканчивается. Если
верить книге Прина, он сам выбирал удобнейшую позицию для торпедной стрельбы:
большой неподвижный корабль, стоял боком к лодке (курсовой угол — 90°), дистанция
была оптимальной. И в таких-то условиях, напоминавших учебные стрельбы, без
всякого противодействия опытный подводник ухитрился с первого залпа не попасть
в линкор (из 4 выпущенных торпед лишь одна, по словам Прина, попала в
«Рипалз»).
Что и говорить, здесь было чему удивляться.
Как же объяснило гибель «Роял Оука» командование «флота его
величества»? Случайностью, роковым стечением обстоятельств: блокшив, который
должен был
закупорить приновскую лазейку, опоздал прибыть в бухту на
сутки. Да и кто бы мог ожидать от немцев такой осведомленности о системе
обороны и навигационной обстановке в Скапа-Флоу, а главное, такой наглости.
Эти доводы убеждали далеко не всех. По кораблям и базам
Англии поползли слухи, объясняющие «истинные причины гибели» линкора. Вот одна
из версий.
ЛЕГЕНДА О ЧАСОВЩИКЕ
Вскоре после
самозатопления немецкого флота в английской базе Скапа-Флоу (по условиям перемирия
1917 года, немецкий флот был сосредоточен в Скапа-Флоу, где впоследствии его
затопили сами немцы) морской офицер Альфред Веринг оказался на грани нищеты.
Значительных капиталов он не имел, а его единственным увлечением были часы. Все
это и привело безработного моряка в одну из немецких часовых фирм. В качестве
коммивояжера Веринг объездил страны Европы, где, помимо коммерческих заданий,
выполнял поручения германской секретной службы. Так продолжалось до 1926 года,
когда Веринг решил осесть в Швейцарии. В традиционно нейтральной стране он не
только освоил в совершенстве профессию часового мастера, но и сменил имя
вместе с подданством. В 1927 году швейцарский гражданин Ортель эмигрировал в
Англию и поселился в городе Керкуол.
Тут мы должны сделать необходимые пояснения. Этот город на
острове Мейнленд (Оркнейский архипелаг) расположен на севере Шотландии, рядом
с главной базой английского флота Скапа-Флоу. Именно в нее еще в первую
мировую войну безуспешно пытались проникнуть немецкие подводные лодки.
Новый житель Керкуола вскоре открыл часовой магазин. Помимо
своего бизнеса, часовщик увлекался парусным спортом и рыбной ловлей. Поведение
его было самым лояльным, а образ мыслей весьма благонамеренным. Никто не
обращал внимания на то, что этот англичанин (в 1932 году он принял английское
подданство) предпочитает удить рыбу и совершать парусные вояжи в районах
проливов, соединяющих гавань Скапа-Флоу с Северным морем. Именно там, где были
расположены управляемые минные заграждения, посты наблюдения, сети и блокшивы,
закрывающие проход в гавань. Одним словом, к 1938 году описание системы обороны
базы Скапа-Флоу лежало в сейфах фашистской разведки.
В один из октябрьских вечеров под предлогом того, что погода
дождливая и покупателей не предвидится, керкуольский часовщик закрыл свой
магазин раньше обычного. Тщательно заперев двери дома, он извлек из тайника
коротковолновый радиопередатчик и на несколько секунд вышел в эфир. Его
позывные были услышаны на континенте, и 13 октября подводная лодка 11-47
скрытно приблизилась к Оркнейским островам. Там она приняла с английского
побережья неизвестного мужчину, который и вступил в командование лодкой. Он
благополучно провел U-47
через узкости и заграждения пролива Керк, а затем после потопления линкора
вывел ее назад в Северное море.
Нетрудно догадаться, кто был этот человек. Но имя его так и
осталось неизвестным. Альфред Веринг сбросил личину Альберта Ортеля и
растворился в среде офицеров флота.
Такова легенда о часовщике-шпионе. На наш взгляд, она мало правдоподобна.
В таком небольшом городе, как Керкуол, появление, а затем и внезапное исчезновение владельца
магазина (к тому же иностранца по происхождению) не могло остаться
незамеченным. Расследование, проведенное в свое время местной газетой «Оркней
Геральд» показало, что ни старожилы города, ни часовщики, ни чиновники — никто
ничего не знает об Альберте Ортеле. Официальные военные источники на Западе
также отрицают эту версию.
ДИВЕРСИЯ
Конечно, все уцелевшие члены экипажа «Роял Оука» дали свои
показания. Выяснилось, что примерно половина из них была убеждена в том, что
корабль погиб от внутренних взрывов, а не от вражеских торпед/ Сторонники этой версии утверждали, что из всех
взрывов на линкоре лишь один можно без сомнения классифицировать как
торпедный. Остальные же выглядели как внутренние. Причем два из них произошли
в районах расположения артиллерийских погребов, а один — в районе торпедных
аппаратов.
К тому времени слухи о кровавых акциях немецких шпионов и
диверсантов имели достаточно широкое хождение в Англии. Стоит ли удивляться,
что в печати были высказаны такого рода предположения: а проникала ли вообще U-47 в Скапа-Флоу? И не
является ли ее командир всего лишь ширмой для сокрытия истинной причины гибели
линкора — причины, которую немецкое командование хотело бы сохранить в тайне?
Быть может, корабль потоплен диверсантами, окопавшимися на береговых складах,
или подводными пловцами, проникшими в базу на карликовых субмаринах?
Английское адмиралтейство до сих пор утверждало одно и то жt: атака U-47 — единственная причина гибели «Роял
Оука». Когда же журналисты потребовали доказательств, им было объявлено, что
водолазы обнаружили на дне бухты осколки торпед. Впрочем, это мало кого
убедило. Ведь первый взрыв произошел именно там, где были расположены торпедные
аппараты линкора. Следовательно, найденные осколки могли быть английского
происхождения...
Можно ли однозначно ответить на вопрос: почему погиб «Роял
Оук»? Видимо, можно. Надо поднять корабль на поверхность и обследовать
повреждения корпуса. Линкор лежит на мелководье, в закрытой бухте, так что
задача эта не из сложных. Однако проект подъема корабля или разборки его на
металл был встречен в штыки некоторыми влиятельными кругами. «Не оскорбляйте
покоя мертвых героев» — таков основной мотив возражений. И до сих пор «Роял
Оук» ржавеет на дне бухты. С каждым годом илистый грунт все сильнее и сильнее
затягивает корпус трагически погибшего корабля. С каждым годом все труднее
становится выявить истину.
ПРАВДА И ВЫМЫСЕЛ О
„РОЯЛ ОУКЕ"
На вопросы, поставленные в статье
М. ЧЕНУРОВА ,,Взрыв в Снапа-Флоу" отвечает
нонтр-адмирал запаса Винтор ЯРОСЕВИЧ
История гибели линкора «Роял Оук» такова, что правду в ней
не так-то легко отделить от вымысла, Начнем с того, что вахтенный журнал U-47, возможно, всего лишь
фальшивка. В фашистском флоте были тому прецеденты. Так, 4 сентября 1939 года подводная
лодка U-30 без предупреждения
торпедировала в Атлантике английским лайнер «Атения». Корабль быстро затонул,
унеся с собой на дно 112 пассажиров. Однако этим варварским актом дело не
кончилось. Представителям нейтральной прессы был продемонстрирован «вахтенный
журнал» U-30, из
которого явствовало, что немецкая лодка «не имела никакого отношения» к гибели
«Атении».
Относительно мемуаров Прина резонно предположить, что этот
военно-пропагандистский боевик скорее всего был сочинен борзописцами Геббельса.
Обыватель должен был прочувствовать, как умело и героически боролся весь
экипаж U-47 дело
фюрера, и вдоволь насладиться эффектным описанием гибели английского линкора.
В деталях морской службы создатели приновских мемуаров разбирались плохо, а
консультанты оказались либо невнимательными, либо на их объективные, но
идеологически невыдержанные исправления не обратили внимания...
Попытаемся разобраться в случившемся. Прежде всего у
фашистов были возможности довольно обстоятельно ознакомиться с базой Скапа-
Флоу: в предвоенное время ее посещали немецкие корабли, с первых дней войны
она находилась под постоянным наблюдением с воздуха и из-под воды. Кроме того,
немецкой разведке в то время был известен английский морской радиошифр.
Следовательно, переговоры должностных лиц королевского флота не были для
противника секретом, как и то, что охрана базы с моря ведется халатно, что в
проливе Керк имеется «щель». Гитлеровцы, несомненно, знали: в ближайшее время
щель эта будет закрыта. Ведь в противном случае торопливость немецкого
командования непонятна. Зная, что в гавани стоят два устаревших корабля, а
таковыми являлись и «Рипалз» и «Роял Оук», оно могло бы подождать, пока туда не
зайдет более ценная добыча: новый линкор или авианосец. Таким образом, прорыв
Прина был хорошо подготовлен и обеспечен (в наших комментариях мы рассматривали
лишь эту версию, как наиболее правдоподобную).
13 октября Прина информировали по радио о точном
местоположении, «Роял Оука» и «Рипалза». Однако именно в ночь на 14 октября
линейный крейсер «Рипалз» вышел в море. Естественно, Прин не мог знать об
этом. Используя кульминационный момент прилива, U-47 проникла в Скапа-Флоу и
незамедлительно направилась в район, где, по данным разведки, стояли на якоре
два тяжелых корабля противника. Резонно также предположить, что в ходе
маневрирования в затемненной зоне проливов, а затем в самой гавани штурман U -47, не имея ориентиров,
заблудился, — расчетная точка на карте, в которой якобы находилась немецкая
лодка, не соответствовала ее действительному положению в гавани. Это
расхождение, называемое у моряков «невязка», и обусловило неверное описание
места и курсового угла в момент атаки «Роял Оука». И наконец, текст радиограммы,
информирующей о наличии в Скапа-Флоу линкора и линейного крейсера, очевидно,
был достаточно категоричен и не давал повода к сомнениям на этот счет. Один из
указанных кораблей был обнаружен, а «увидеть и опознать» другой Прину помогло воображение.
Возможно, этому способствовали какие-либо береговые сооружения. Ночью, при
специфическом освещении (северное сияние) их вполне можно было принять за
корпус и надстройки тяжелого корабля.
Теперь перейдем к самой атаке. Но сначала необходимо дать
небольшую справку. К началу второй мировой войны в числе прочих технических
новинок на вооружении флотов появилась магнитная торпеда с неконтактным
взрывателем. Срабатывал он не у хорошо защищенного борта, а под днищем. При
этом поражались артиллерийские погреба, машинные и котельные отделения — то
есть наиболее важные и уязвимые объекты. Конечно, столь грозное оружие
поначалу тоже не было лишено недостатков, главный из которых — относительно
малая надежность. Нет ничего удивительного в том, что три торпеды из четырех,
выпущенные U -47 при
первом залпе не сработали.
Взрыв в носовой части «Роял Оука» сопровождался относительно
небольшим столбом воды, что также свойственно неконтактной торпеде. Вахтенный
начальник, находясь на мостике линкора, мог и не заметить его: верхняя палуба
на баке нависает над форштевнем и закрывает его от наблюдения.
Взрыв разворотил часть днища, уничтожил носовые торпедные
аппараты, вызвал разрушения на складе шкиперского имущества и сорвал
якорь-цепи со стопоров, после чего корабль, получив некоторую свободу
перемещения, несколько изменил свое положение, развернувшись кормой. Поскольку
ряд носовых отсеков оказался затопленным, а на складе корабельного имущества к
тому же были повреждены цистерны с жидким топливом, то сомнительно, чтобы
аварийная команда смогла точно установить характер взрыва.
Вторая немецкая торпеда, очевидно, угодила в район
расположения погребов боезапаса противоминной и зенитной артиллерии — самое
уязвимое место любого военного корабля. Затем, используя полную растерянность
английского командования, Прин благополучно выбрался из базы.
Такова наиболее вероятная картина гибели «Роял Оука». Увы,
в наших объяснениях слишком много «очевидно», «вероятно» и «судя по всему».
Однако, повторяем, отделить правду от вымысла в этой трагедии весьма трудно.
Ясно лишь одно: нужно документальное, беспристрастное расследование
обстоятельств гибели линкора. Но командование английского флота не торопится
вскрыть сейфы военных лет, и, должно быть, тому есть веские причины. Не спешит
с объяснениями и администрация судостроительного завода, спустившего со
стапелей «Роял Оук». Ведь гибель линкора всего от двух торпедных попаданий —
неважная реклама.
Вероятно, истина все же всплывет со временем, когда загадка
Скапа- Флоу уже будет только историей и «мертвые не смогут обвинить живых».
|