Бесплатный конструктор сайтов - uCoz
Воскресенье, 19.05.2024, 00:03

Вдохновение






НЕЗАВИСИМОЕ МНЕНИЕ ПО УКРАИНЕ

Не надо строить иллюзий, эти потомки Бандеры без поддержки извне, без денег, без политической поддержки, без печенек от кондитерской фабрики имени Нуланд, наконец, ни на какие майданы не пойдут. Так и будут ходить кругами, стучать в барабаны и символически жечь в Киеве по 2-3 покрышки. Потому что прекрасно знают, сегодня у власти не Янукович с добрым и ласковым "Беркутом", а точно такие же отморозки, которые уже хлебнули крови и с удовольствием перестреляют не то что "небесную сотню", а и "приземленную" тысячу. - http://www.nakanune.ru/articles/111938/#sthash.nR5INmfr.dpuf

Шуточная песенка

































Визитка
меню раздела
Архив записей








Деловые новости


Реферальный банер


Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика

Для чтения

Главная » Статьи » В мире интересного

Чемпионы античных Олимпиад.

Начинался долгий и знойный день на повороте пелопоннес­ского лета. Солнце взошло над Олимпией. Народ усеял склоны холмов, окружающих стадион. Из храма Зевса вышли девять судей - элланодиков, облаченных в пурпур­ные одеяния. Они прошествовали мимо священного оливкового дере­ва, перенесенного, по преданию, самим Гераклом из далекой страны гиперборейцев, и заняли почетные места около железной статуи вла­дыки небес. Герольд поднял руку и вызвал атлетов. Двое обнаженных мужчин вышли на площадку. Начиналось, пожалуй, самое за­хватывающее зрелище Олимпиа­ды — кулачный бой.

«Стук кулаков раздается по че­люстям, пот по телу льется ручья­ми», — описывал схватку древний поэт. Но вот резкий удар в ли­цо — и один из соперников, подло­мившись, рухнул на землю. Поэт  эпически спокойно продолжает рассказывать, как «его усердные други, представши, с поприща в стан повели, по земле волочащего ноги, кровь извергавшего ртом и бросавшего голову набок; в омрак он впал». Победителю тут же вручили пальмовую ветвь. В последний день олимпийских празднеств — а они продолжались пять суток — его должны были также увенчать олив­ковым венком со священной мас­лины. И вот герольд зычно и тор­жественно объявил взбудоражен­ным толпам: «Победил Пифагор из Кротона, сын Мнесарха из Самоса!»

Да, мы не ослышались. Великий математик и мыслитель, который, как считает Бертран Рассел, сыг­рал самую важную роль в развитии человеческого духа, отдал дань здоровому телу и удостоился, со­гласно преданию, звания олимпий­ского чемпиона по тогдашнему боксу на 58-й Олимпиаде, происхо­дившей в 548 году до нашей эры.

Что ж, слова Пифагора не рас­ходились с делом. Он ярче всех остальных греческих философов призывал к полноценному совер­шенству и в жизни демонстриро­вал гармонию головы и рук, ума и атлетизма. Что не действует, то не существует, проповедовал мыс­литель. Тело было для него нож­нами, а не цепями духа. Схватка тел — это произведение искус­ства, а удар по телу — болезнен­ный, но и целительный закал духа. Он учил о числах как о сущности всех вещей, и привычка все рас­считывать, несомненно, помогала ему побеждать грозных кулачных бойцов.

Древняя Греция со своим куль­том бьющей через край жизненной силы, со своей жаждой пластич­ности и свободы, недаром стала колыбелью многих благородных занятий и традиций, без которых мы не мыслим сегодня нормальной че­ловеческой жизни.

Легендарным основателем панэллинских Олимпийских игр считает­ся Геракл, которого следует рас­сматривать как олицетворение кос­мически дерзающего человечества. Ведь Геракл — не просто идеаль­ный атлет, а идеал гармоничного человека. Он освобождает Проме­тея, чистит Авгиевы конюшни, штурмует само небо — Олимп бессмертных. Он абсолютный чем­пион всех мыслимых ристалищ духа и тела, способный в прямом и переносном смысле держать на плечах небесный свод. Сам по ро­ду дориец, Геракл возобновил иг­ры в честь вождя племени ахейцев Пелопа и привнес в них почитание Зевса Олимпийского, покровителя самых древних обитателей Элла­ды — пеласгов. Поэтому, объеди­нив в себе интересы дорян, ахей­цев и пеласгов, Олимпийские игры по праву сделались средоточием и центром притяжения всего греческого мира, раздробленного на со­перничавшие города-полисы. Вер­ные завету Геракла, современные Олимпиады по идее должны объ­единять в честной спортивной борьбе все народы Земли.

  Спорт породила Спарта. Офи­циальная история Олимпийских игр начинается с 776 года до на­шей эры, когда знаменитый спар­танский законодатель Ликург ор­ганизовал первое олимпийское рис­талище — бег на дистанцию в од­ну стадию, то есть на 192, 3 метра. С этой же даты греческий историк Тимей ввел летосчисление с годом продолжительностью в 1417 дней, составлявших «олимпиаду». Время сохранило нам имя первого олим­пийского чемпиона — им стал спартанец Корёб.

  Как только гонцы разносили весть о приближающейся Олимпиа­де, в Греции воцарялся мир. Взоры и помыслы всех греков от Апенинского полуострова до побере­жья Малой Азии и черноморских колоний раз в четыре года устрем­лялись к берегам реки Алфея, к священной олимпийской роще. Участвовать в играх мог каждый свободнорожденный, не запятнан­ный преступлением. Зрителями же могли быть свободные и рабы, вар­вары и дети. Популярность игр, особенно в период с 40-й до 90-й Олимпиады, была колоссальной. С 84-й Олимпиады (444 г. до н. э.) органической частью программы игр стал конкурс искусств, на ко­тором в речах, гимнах, стихах вос­певались олимпийцы, герои риста­лищ. На празднествах выступали Геродот, Демосфен, Сократ, Лукиан и другие великие греки. Но спортивные звезды пользо­вались несравненно большим по­четом, чем поэты, политики или философы. Каждый взрослый грек стремил­ся побывать на Олимпиадах. Толчея, по-видимому, была страшная. Первый из «болельщиков», кото­рый, по свидетельству летописцев, умер на трибуне олимпийского ста­диона во время соревнований, был сам родоначальник греческой философии Фалес Милетский. Девя­ностолетний возраст не помешал ему отправиться в путь через мо­ре, чтобы посмотреть игры. Фалес учил, что все на свете произошло из воды и состоит из нее, а сам умер от зноя и жажды как раз на 58-й Олимпиаде, ставшей триум­фальной для Пифагора. Возможно, он умер во время победного боя Пифагора, которого, как говорят античные авторы, хорошо знал.

   Древние Олимпийские игры не­прерывно продолжались 1170 лет, пока в 394 году победившее хри­стианство не уничтожило на пол­тора тысячелетия этот фестиваль здоровья. Феодосий I, римско-христианский император, приказал да­же разрушить все спортивные со­оружения, чтобы искоренить вся­кие следы «греховодного» языче­ского обычая.

  Всего состоялось 293 Олимпиа­ды. В эпоху расцвета состязания проводились по следующим видам: бег на «спринтерские» дистанции в одну и две стадии и «стайер­ский» бег «долихос» на дистанции 7, 12, 20 и 24 стадии, гонка ко­лесниц, скачки, метание диска и копья, кулачный бой, борьба, пя­тиборье, или пентатлон (бег, прыж­ки в длину, борьба, метание диска и копья), а также вольная борьба типа американского «кетча» под названием «панкратий», в которой разрешалось наносить удары нога­ми и кулаками по всем частям тела.

На античных вазах и фресках мы видим изображения замеча­тельно развитых мускулистых юно­шей. Нечего говорить о том, ка­кое внушительное впечатление производят статуи древнегрече­ских скульпторов, например из­вестный «Дискобол» Мирона.

 Древние греки вообще отличались реализмом в искусстве. По физи­ческому развитию античные олим­пийцы, запечатленные в краске и мраморе, зачастую превосходят наших рекордсменов. Объективное сравнение прове­сти труднее, а в беге и метаниях, по-видимому, почти невозможно, потому что ни секунд, ни веса снарядов, ни дальности их полета в источниках не приводится.

Но две цифры мы знаем. Милон Кротонский, знаменитый силач древности, па 67-й Олимпиа­де перенес четырехлетнего быка от одного конца стадиона до дру­гого, то есть на расстояние одной стадии. Это тот самый Милон, ко­торый родился хилым мальчиком и для развития силы начал еже­дневно бегать с новорожденным бычком на плечах вокруг город­ских стен. Бычок рос, но росла и сила Милона.

Средний четырехлетний бык весит полтонны. Интересно было бы попросить современного штангиста провести заочное соревнование с Милоном и попробовать с гру­зом в 500 килограммов на плечах пройти 180 метров.

Другая цифра относится к прыжкам в длину. Античные атлеты прыгали с пятикилограммо­выми гантелями в руках. Прыжок, по всей вероятности, совершался без разгону. А результат — боль­ше 15 метров.

Специалисты считают, что пры­жок напоминал наш тройной и представлял серию чуть ли не из пяти последовательных прыжков. Но с грузом в руках и без разбе­гу преодолеть пятью скачками 15 метров весьма затруднительно.

По-видимому, спортивные ре­зультаты античных атлетов были очень высоки, но не сверхъесте­ственны, и их можно достичь с по­мощью современных методов тре­нировки.     Древние олимпийские чемпионы готовились к играм все­го около года, затем следовал

строгий конкурс, и лишь блестя­ще подготовленные атлеты до­пускались под руководством элланодиков в течение месяца отшлифовывать свое искусство в специальном спортивном лаге­ре — гимназии. И все же свобод­норожденные древние греки, проводившие всю жизнь в подго­товке к сражениям, в походах и войнах, превосходили многих со­временных олимпийских чемпио­нов вот в чем: спорт для них был не увлечением и даже не профес­сией, а образом жизни.

  Первым чемпионом спортивно­го репортажа по праву можно на­звать Гомера, самого главного вос­питателя греческого юношества. В Двадцать третьей песне «Илиа­ды» он гениально живо описал спортивные игры, устроенные Ахиллом по случаю похорон сво­его друга Патрокла. Любимый герой Гомера, «терпе­ливый» и хитрый Одиссей, отли­чился на этих соревнованиях не только силой, выносливостью и быстротой, но и умом. В едино­борстве с грубым и напористым Аяксом Теламонидом он с по­мощью подножек и ловкости до­бился почетной ничьей, а в беге обогнал молодого быстроногого Антилоха и стремительного Аякса Оилея. Правда, на дистанции Одиссею помогала, как всегда, бо­гиня мудрости Афина. Она бро­сила под ноги Аяксу воловий по­мет, и главный соперник Улисса, поскользнувшись, угодил лицом в навоз.

Характерно, что награды полу­чали и победитель, и проиграв­ший. Главное — участие в состя­заниях, а взявшись за гуж, каж­дый атлет отдавал всего себя победе.

Например, победителю в борь­бе Ахиллес выставил медный тре­ножник, «в двенадцать волов оце­нили его аргивяне». И Гомер хлад­нокровно констатирует: «Мздой побежденному он рукодельницу юную вывел, пленную деву, — в четыре вола и ее оценили».

Но самым драматическим со­бытием Патрокловых игр была гонка колесниц, запряженных чет­верками коней. Трудно пересказы­вать все перипетии скачек, столь непревзойденно изображенных ан­тичным сказителем. Вторым из пяти участников на финиш пришел Антилох, сын Нестора. У него были худшие кони, но лучший советчик — умудренный жизнен­ным опытом отец, «Как плотник славится своим умением, а не си­лой, так и возница искусством одним побеждает возницу», — на­ставлял Нестор Антилоха перед началом ристалища.

   Нестор, этот мудрый старец — «речи из уст его вещих, сладчайшия меда, лилися» — был пер­вым тренером, о котором мы знаем. Он в юности спасался от гнева Геракла, участвовал в похо­де аргонавтов, побеждал в играх молодых людей и знал свое дело не столько в теории, сколько на практике. «Всех ты ахейских му­жей побеждаешь, старик, сове­том», — говорили ему герои. И те, кто слушался тренерских указаний Нестора, тоже испыты­вали радость победы.

    3акатывалась звезда Нерона. Жизнь тридцатилетнего императо­ра превратилась в сплошную ор­гию. Празднества и зрелища разо­ряли государство. Народ начал роптать. Надо было как-то под­держать падающую популярность. И Нерон в 67-м году нашей эры поехал в Грецию на очередную 212-ю Олимпиаду.

   Правя лучшими конями импе­рии, Нерон выиграл гонку колес­ниц. Ликованию его не было пре­дела. Победа досталась, как он думал, в честной борьбе. Но сопер­ники, наверное, знали о печаль­ной судьбе философа Сенеки и поэта Лукиана, бывших друзей римского кесаря. Они погибли, потому что затмевали его славу. Никто уже не верил в честную победу, когда олимпийские состя­зания явно превращались в орудие политических расчетов и интриг. Осквернение олимпийского риста­лища добавило раздражения про­тив коронованного самодура. И «олимпийца» Нерона вместо триумфальной встречи по возвра­щении в Рим ожидала смерть.

  На заре нового времени насту­пило возрождение античного миро­созерцания. А в конце 19 века идея о возрождении Олим­пийских игр уже носилась в воз­духе.

1896 год. Снова Греция. На сей раз, первая Олимпиада нового вре­мени состоялась не в Олимпии, а в Афинах. Затем Олимпийские игры вообще покинули землю Эл­лады: проводились то в Европе, то в Америке, то в Австралии, то в Азии.

С 1936 года, отдавая дань ува­жения античности, организаторы игр ввели обычай зажигать в древ­ней Олимпии, солнечными лучами факел и нести его как эстафету к Олимпийскому стадиону. Через горы, моря, реки, днем и ночью совершает священный прометеев огонь свой путь, чтобы в день от­крытия очередной Олимпиады, вспыхнув в факельной чаше, осве­тить весь мир.

 

Категория: В мире интересного | Добавил: kosaalex (17.12.2012)
Просмотров: 4450 | Рейтинг: 5.0/1




Бесплатный конструктор сайтов - uCoz