Много лет назад,
когда автомобили во всем мире можно было пересчитать по пальцам, никому и в
голову не приходило как- либо их учитывать. Но со временем надобность в том
назрела. И тогда, не мудрствуя лукаво, решили воспользоваться богатым опытом
регистрации экипажей возчиков и ломовиков.
Первые регистрационные знаки представляли собой табличку с
простым порядковым номером, выдаваемую городскими властями. Помещали ее на
самом видном месте машины. Но вот в 1901 году берлинский коммерсант Рудольф
Гертцог нежданно-негаданно выступил в необычной для себя роли новатора. Желая
угодить своей молодой жене Иоганне Анкер, он начертал на знаке только что купленного
авто ее инициалы. Так появился первый в мире комбинированный индекс 1А-1 (рис.
1). И эти буквы стали традиционными для берлинских машин! Впоследствии буквенным
кодом стали обозначать город или местность, где автомобиль прописан.
А таблички с цифровыми обозначениями появились в Мюнхене
еще в 1899 году. Их применение стало обязательным в Париже с 1900 года, в
Нью-Йорке — с 1901-го, в Лондоне — с 1903-го.
В России такие знаки были введены в начале XX века. Они
представляли собой порядковые номера вновь регистрируемых машин. Так,
принятому на учет еще перед первой мировой войной автомобилю «роллс-ройс», на
котором впоследствии ездил В. И. Ленин, выдали табличку с цифрой 236 (рис. 2).
Городские управы выдавали обычно по две таблички — для установки спереди и
сзади. Допускалось нанесение переднего знака краской на решетке радиатора, как,
скажем, практиковалось в Италии (рис.3).
В первые, же годы после революции органы Советской власти
приняли декреты об организации автомобильного транспорта. В них шла речь о
переписи автомобилей и
мотоциклов, о правилах дорожного движения. 13 июня 1920 года
был опубликован и декрет «О номерных знаках». Он предписывал устанавливать
передний знак на левом крыле машины, а задний — на кузовной части или особой
стойке не выше аршина от земли. «Номерные знаки, — говорилось в декрете, —
должны содержаться в чистоте и исправности и вполне соответствовать своему
назначению: опознаванию на ходу машины. Самописные знаки не допускаются».
«Приписные
свидетельства» той поры продолжали порядковую нумерацию автомобилей, правда,
цифры стали уже четырех- и пятизначными (рис. 4). Затем к ним добавили
буквенные индексы. В 30-е годы провели перерегистрацию машин, а в конце 50-х
ввели новую систему номерных знаков. Так на отечественных автомобилях общего
назначения появились черные таблички с 4 цифрами и 3 буквами белого цвета, передние
— однострочные (рис. 6), задние — двухстрочные (рис. 10).
Первые буквы серии — это код города, области, края, союзной
или автономной республики, где зарегистрирована машина. Например: МО, МК —
Москва, ЛЕ, ЛД — Ленинград, КЖ — Калужская область, ТТ — Татарская АССР, МД —
Молдавская ССР. Третья буква серии — очередная порядковая буква алфавита. В
результате каждый знак с одинаковой серией из двух первых букв может включать
9999 порядковых номеров, помноженных на 27 букв, поскольку Е, Й, Ь, Ъ, Ы не
применяются. Но со временем и такого числа знаков стало недоставать. Поэтому
постепенно стали вводить новые индексы, состоявшие из букв, часто не входящих
в название местности.
На табличках столичных машин в буквенных сериях появились сочетания
ММ, МН, МЕ. А для некоторых городов и областей «ходовых» букв не хватило.
Увидев номер с первой буквой Ю, не пытайтесь вспомнить город, название которого
начинается с нее. Такие автомобили — из Московской области. Сочетание ЦПА
относится к Новороссийску, поскольку более понятное, НО отдали Новгороду. Для
машин, следующих за границу, применяются буквы, одинаковые по написанию с
латинскими, к примеру АВТ, ВЕК, СОТ.
С 1 января 1980 года для регистрируемых транспортных средств ввели
новые номерные знаки. Они выполнены черной краской на белом фоне. Принцип
построения остался прежним, но для увеличения числа возможных регистраций
предусмотрены их отдельные виды для индивидуальных машин (рис. 25) и автомобилей
государственных учреждений и предприятий (рис.7). Как и ранее, специальные
таблички предусмотрены для прицепного состава (рис.5), тракторов, мотоциклов.
Новые знаки можно читать на расстоянии, на 30—40% большем, чем старые. Они
стали неотъемлемым элементом внешней сигнализации — благодаря светоотражающей
пленке отчетливо обозначают проезжающим машинам стоящий в темноте без
освещения автомобиль на расстоянии до 400 м. Для скоростных легковых машин
преимущество отдано однострочному расположению индексов. Исследования показали:
они воспринимаются быстрее, чем двухстрочные. Упрощен шрифт позволяет легко
видеть номер мчащегося автомобиля на расстоянии 40 м, что раньше было практически
невозможно.
Черный индекс на белом
фоне. Кстати, самые первые регистрационные таблички были именно такими. Они и
теперь остаются самыми популярными — приняты в Венгрии, Болгарии, ЧССР,
Югославии (рис. 9), Швеции, Швейцарии (рис. 15), ФРГ (рис. 12). Даже Англия,
где белые надписи на черном фоне стали уже традиционными за многие десятилетия
(рис. 11), начала переход на новые знаки.
Однако сочетание «белое на черном», которое появилось у нас
в 30-е годы, мы еще долго будем видеть на номерных знаках. Такой же системы
придерживалась Польша, Австрия, Финляндия, Франция, Индия, Италия (рис. 18),
некоторые страны Азии и Африки.
Желтый и оранжевый фон применяется в Бразилии, Австралии (рис.
17), Китае, а также для задних английских номеров. Красные знаки можно заметить
в Бельгии и Франции (рис. 14), синие и голубые — в Голландии и Монако (рис.
27). Красные индексы на белом фоне встречаются на бельгийских (рис. 19) и
чехословацких номерах, в Японии для них использован зеленый цвет (рис. 13).
Особой пестротой отличаются таблички США и Канады (рис. 21,
22, 23 и 28), где каждому штату или провинции, каждому виду транспорта придана
своя окраска.
Наиболее простая и удобная для чтения форма регистрационной
таблички — прямоугольник с однострочной записью. Более усложненные формы
обычно служат для тихоходных транспортных средств. С 1980 года прямоугольник
со срезанными верхними углами принят у нас для тракторных прицепов, а со
скошенными нижними углами — для автоприцепов (рис.5) и тракторов.
Итальянские автомобили легко узнать по миниатюрному переднему
знаку, введенному еще в 1927 году (рис. 18). Он так мал, что его можно прикрыть
ладонью. Его трудно не только прочитать, но просто заметить на быстро мчащемся
автомобиле. Лишь недавно в целях повышения контроля за движением его размеры были несколько
увеличены.
А вот французские знаки имеют в длину более полуметра. У них
в один ряд записаны 6 цифр и 2—3 буквы. Одни из самых коротких индексов —
финские, в них всего 4—5 знаков. Самыми сложными были австрийские знаки 20-х
годов, состоявшие из одной буквы и набора из арабских и латинских цифр,
например А-ХХХ1У-365.
Еще недавно на наших дорогах можно было встретить «старушки»
«Победы» и ЗИМы только с одним задним желтым знаком, выданным в 40—50-е годы,
когда это допускалось правилами. В Северной Америке другая крайность. Там
междугородные автобусы и грузовики, идущие через несколько штатов или
провинций, буквально увешаны номерами, удостоверяющими их регистрацию во всех транзитных
и конечных районах (рис. 16).
За рубежом значения надписей на современных номерных знаках
аналогичны нашим: цифры — порядковый номер регистрации, а буквенный индекс
означает местность « прописки» машины. Но есть исключения. Так, в английских
кодах последняя буква указывает на год выдачи таблички (рис. 11), а отдельными
цифрами на кубинских и французских номерах зашифрованы провинция или
департамент. В Японии названия городов или местностей выражаются набором геометрических
фигурок. К примеру, город Токио кодируется тремя квадратиками (рис. 13). Верхняя
цифра 3 означает, что машина принадлежит частному владельцу.
Предприимчивый житель США Даг Бакстер избрал для своего
«фольксвагена», отличающегося от американских машин повышенной экономичностью,
необычный индекс 37-МРО (рис. 20), который расшифровывается как «37 миль на
галлон». Это означает, что на одном галлоне бензина можно проехать 37 миль (в наших единицах
соответствует расходу 6,36 л
на 100 км
пути). На всех американских знаках можно прочитать названия штатов, где они
выданы, год выдачи, а также... короткие рекламные надписи типа: Монтана —
«большая лыжная страна» (рис. 21), Иллинойс
— «штат Линкольна» (рис. 28) и т. д. Да и вообще на американских и канадских
табличках нередки всякого рода излишества: контуры штата (рис. 21), белого
медведя (рис. 22), звездочки (рис. 23), гербы. Кстати, самые маленькие
государства Европы — Андорра и Лихтенштейн — для лучшей узнаваемости снабжают
номерные знаки своими гербами (рис. 8). А в Швейцарии, помимо флажка швейцарской
конфедерации, наносится еще и герб кантона, где зарегистрирован автомобиль
(рис. 15). На номерах Монако (рис. 27) в левой части помещается изображение,
тоже напоминающее герб. Однако это лишь составленный из розовых ромбиков
указатель срока действия знака — один ромбик соответствует одному году.
Живописны азиатские и африканские знаки, снабженные надписями
на языках этих стран. Некоторые государства, например, Ливан, вводят названия
своей страны (рис. 24), а в Марокко по-арабски указывается город, где выдан
знак (рис. 26).
|