Все началось с фанатичного упорства безвестного
дотоле изобретателя Рэйда. Инженер-электрик по специальности, он увлекся авиа-
и судомоделизмом. Но вскоре ему надоело строить миниатюрные самолеты, корабли
и подводные лодки, так сказать, в «чистом виде», и Рэйд попробовал совместить
достоинства этих аппаратов в одной машине — «трифибии». Необычная модель успешно
выдержала испытания. Однако были выявлены довольно серьезные недостатки.
Аппарат длиной 1 м
был снабжен микродвигателем внутреннего сгорания и радиоаппаратурой для
дистанционного управления. Бензобаки одновременно играли роль балластных
цистерн погружения. Когда машина садилась на море, легкое горючее выпускалось
наружу, и в баки закачивалась более тяжелая вода. Однако такая конструкция не
решала главного вопроса: как взлететь после всплытия? Тем не менее
изобретатель не падал духом, веря, что ему все-таки удастся решить проблему.
Для начала он запатентовал свою идею, а затем отправился на поиски покровителей.
Нужно поистине адское терпение, чтобы многие годы обивать пороги
бюрократических учреждений. Наконец, в 1964 году Рэйд сообразил опубликовать
заметку о своем «летучем корабле» в научно-популярном журнале. Бойко
написанный и красочно иллюстрированный рекламный проспект привлек внимание
нескольких авиационных фирм. И тут, на счастье изобретателя, безотказно
сработал механизм традиционного соперничества между Морским и Воздушным ведомствами.
Это соперничество, начавшееся из-за каких- то пустяков, давно стало в Америке
притчей во языцех. Пока летчики судили да рядили, моряки, выведав тайну у
«противника», поспешили объявить конкурс на лучшую конструкцию «трифибии».
Условия соревнования были довольно жесткими. Новый аппарат
решили использовать как перехватчик подводных лодок. Поэтому к летающей
субмарине предъявили суровые требования. Машина должна весить в среднем 500 кг, развивать под водой
10— 20 узлов, в воздухе — 500—800 км/час, иметь запас хода соответственно — 80
и 500—800 км, совершать рейсы на глубине до 25 м и на высоте до 750 м, нести 250—500 кг
полезного груза, взлетать и садиться на воду даже при метровой волне. Именно
такие качества, по мнению специалистов ВМС, сделают «трифибию» грозой морей.
Заполучить военный заказ — мечта любой капиталистической
фирмы. В игру вступили крупнейшие научно-исследовательские корпорации. В пылу
конкурентной борьбы, бурной словесной перепалки никто и не вспомнил об
изобретателе-одиночке, заварившем всю эту кашу. Каждый хотел первым построить
«универсал». Однако орешек оказался на редкость крепким. Машины, которые
хорошо летали, не выдерживали подводного давления, а ныряющие — были слишком
тяжелы для полета. Много времени уходило на погружение и всплытие.
Натолкнулись на серьезную проблему — как разогнать аппарат под водой, да еще
под нужным для взлета углом. Эти и другие трудности охладили энтузиазм
конструкторских групп. Скептики даже стали сомневаться в реальности задания.
И вот тогда-то на сцене вновь появился неутомимый Рэйд. Его
проект был признан лучшим и одобрен!
Вначале изобретатель построил опытный образец «Коммандер»,
зарегистрированный в США как первая летающая подводная лодка. У сигарообразного
7-метрового аппарата — дельтавидное крыло. В воздух машину поднимает
двигатель внутреннего сгорания мощностью 65 л. е., под водой же включается электромотор
мощностью всего лишь 736 вт. Пилот-аквалангист сидит в открытой кабине.
«Трифибия» развивает в воздухе 100 км/час, а на глубине — 4 узла.
На базе «Коммандера» Рэйд соорудил более совершенный,
реактивный аппарат «Аэрошип» .Выпустив лыжи, двухместная «трифибия» садится на
воду. С пульта управления пилот закрывает воздухозаборники и выхлопное
отверстие турбореактивного двигателя задвижками (которые при этом открывают
водозаборники и выходное сопло водомета). Включается насос, заполняющий
балластные цистерны в носу и корме. «Аэрошип» погружается. Остается убрать лыжи,
пустить электромотор, поднять перископ, и самолет превращается в подводную
лодку. Чтобы всплыть и взлететь, операции нужно проделать в обратном порядке.
Топливные баки расположены в крыле. Рули направления и глубины одновременно и
элероны. Балласт вытесняется сжатым воздухом.
В августе 1968 года на глазах у тысяч посетителей Нью-Йоркской
промышленной выставки «Аэрошип» спикировал, нырнул в воды залива, немного
поманеврировал на глубине, а потом с ревом взмыл в небо. Но увы, технические
данные «Аэрошипа» еще весьма далеки от конкурсных требований. Дальность полета
машины всего 300 км,
скорости в воздухе и под водой невелики — 230 км/час и 8 узлов. Однако Рэйд не
унывает. «Хорошо, хоть не надо скрещивать атомную лодку со сверхзвуковым
истребителем», — шутит он.
|