Бесплатный конструктор сайтов - uCoz
Пятница, 29.11.2024, 16:29

Вдохновение






НЕЗАВИСИМОЕ МНЕНИЕ ПО УКРАИНЕ

Не надо строить иллюзий, эти потомки Бандеры без поддержки извне, без денег, без политической поддержки, без печенек от кондитерской фабрики имени Нуланд, наконец, ни на какие майданы не пойдут. Так и будут ходить кругами, стучать в барабаны и символически жечь в Киеве по 2-3 покрышки. Потому что прекрасно знают, сегодня у власти не Янукович с добрым и ласковым "Беркутом", а точно такие же отморозки, которые уже хлебнули крови и с удовольствием перестреляют не то что "небесную сотню", а и "приземленную" тысячу. - http://www.nakanune.ru/articles/111938/#sthash.nR5INmfr.dpuf

Шуточная песенка

































Визитка
меню раздела
Архив записей








Деловые новости


Реферальный банер


Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика

Для чтения

Главная » Статьи » В мире интересного

"Летучий Голландец".

  Викинги - обитате­ли средневековой Сканди­навии - по праву считают­ся одними из самых выдаю­щихся мореплавателей мира. На своих небольших суде­нышках они смело пересека­ли моря и океаны, обоснова­лись в Исландии и Гренлан­дии, высаживались  на бере­гах Нового Света за сотни лет до Колумба.

  Возглавляли дружины су­ровых северных воинов ко­нунги, которые были одновременно и вождями, и жре­цами, и судоводителями. Современники называли их  «морскими королями». Ви­кинги сражались на своих драккарах, жили на них, на них же и умирали.

 Даже после смерти конун­ги не покидали свои корабли. Их тела клали в драккары и пускали в открытое море по воле волн и ветров. Сделан­ные из дуба корабли «морских королей» долго не тону­ли. Викинги, которым встре­чался драккар с мертвым ко­нунгом на борту, не боялись, а наоборот, считали такую встречу предвестником уда­чи.      

   Некоторые делились с мертвым героем пищей и во­дой, а наиболее смелые и отчаянные перебирались на борт погребальной ладьи, считая, что в компании с прославленным конунгом они наверняка попадут в Валгал­лу - скандинавский рай, оби­татели которого днем сража­ются друг с другом, а вечера­ми, восстав мертвых, пиру­ют в чертогах Одина.

   В одной из скандинав­ских саг рассказывается о викинге Стете, которого мор­ские боги обрекли на веч­ное скитание в северных мо­рях за похищение у них вол­шебного кольца. Со време­нем викинг-воришка пре­вратился в скелет. Возвра­щаясь из плавания, суровые «морские короли» рассказы­вали о мертвеце в огненном плаще, сидящем на верхуш­ке мачты драккара. Это был корабль Стета, первый «Ле­тучий голландец», оставив­ший свой след в истории мо­реплавания.

   Еще одни вечный морской скиталец появился в XV веке. Правда, на этот раз он облюбовал для своих путе­шествий не Северное полу­шарие, а воды у южной око­нечности Африки.

  Португалец Бартоломео Диаш считался опытным мо­реходом. В августе 1487 года его небольшая  эскадра, со­стоящая из трех парусных кораблей, отправилась на юг. Диаш спускался вдоль побе­режья Африканского конти­нента, приближаясь к юж­ной оконечности материка. Но сильные встречные ветра стали сносить маленькие кораблики португальца назад на север. Вскоре ветер пре­вратился в бурю. Морские волны со страшной силой бились о камни мыса, за ко­торым. как считал  Бартоломео Диаш, находился еще не­виданный европейцами та­инственный Южный океан, позднее названный Индий­ским.

  Напуганные бурей, моря­ки отказывались плыть на восток. Они потребовали от Диаша возвращаться назад, домой. Но глава экспедиции поклялся «всеми святыми и дьяволами» в том, что он во что бы то ни стало пройдет проклятый богом мыс. И он продолжил плавание.

  В конце концов матросы  взбунтовались. Диаш был вынужден вернуться в Португалию. Открытый им мыс он назвал мысом Бурь. Но пор­тугальский король Хуан II, выслушавший доклад о пу­тешествии Диаша, дабы не отпугнуть последователей упрямого морехода и дать им надежду на открытие пути в вожделенную Индию, приказал переименовать мыс Бурь в мыс Доброй Надеж­ды.

  Через 11 лет другой пор­тугальский мореплаватель Васко да Гама обогнул юж­ную оконечность Африки и достиг Индии. А злосчастный Бартоломео Диаш, отправившийся в дальнее пла­вание вслед за Веско да Гама в 1500 году, пропал без следа в районе мыса Бурь. Суе­верные моряки в трактирах шепотом рассказывали, что это дьявол покарал упрямо­го морехода, превратив его в вечного скитальца по просторам морей. Находились «очевидцы!», рассказываю­щие о том, что своими глазами видели в районе мыса Доброй Надежды обветшалую каравеллу с выцветшим португальским флагом на вер­хушке мачты.

  А  с XVII века в водах мирового океана безраздель­но господствовали голландцы. В 1602 году ими была создана нидерландская Ост- Индская компания, получив­шая монополию на торговлю со всеми странами, распо­ложенными на берегах Ин­дийского океана. Голланд­цы основали десятки торго­вых факторий в Африке, на Цейлоне, на «островах пря­ностей» (Молуккских остро­вах), в Индонезии. Они же первыми начали торговлю с Китаем и Японией.

  Капитаны, водившие свои корабли в дальние плавания, были людьми храбрыми и дерзкими. Немудре­но, что один из таких сорви­голов и стал прототипом ка­питана «Летучего голланд­ца». Считается, что это был Ван дер Декен.

  Однажды его корабль по­пал в сильнейший шторм не­подалеку от мыса Доброй Надежды.  Матросы, готовые уже проститься с жизнью, на коленях молили бога о спасении их душ. Ну а что делал в это время капитан Ван дер Декен? Он демонстративно пил ром, курил  трубку и рас­певал богохульные песенки.

  Когда же матросы попыта­лись силой заставить капита­на изменить курс, тот недол­го думая швырнул главаря бунтовщиков за борт в кипя­щие воды. В этот же момент небеса разверзлись и на па­лубу корабля опустился Ан­гел Господень. Разъяренный Ван дер Декен выхватил из- за пояса пистолет и выстре­лил в Ангела. Но пуля чудес­ным образом угодила в руку самого капитана

  За свое богохульство и не­обузданный нрав Ван дер Декен был приговорен Богом к вечному скитанию в морях, прилегающих к мысу Доброй Надежды и мысу Горн. Команда «Летучего голландца» подобралась под стать его ка­питану: убийцы, богохуль­ники и клятвопреступники. Ночью над мачтами корабля- призрака светятся огни свя­того Эльма.  За штурвалом «Летучего голландца» сто­ит человек, одетый в обрыв­ки мундира капитана Ост-Индской компании. Встре­ченные им суда ждет печальная  участь -  они гибнут на рифах и мелях

  Но это все легенды. А как же обстоят дела в реальности? А вот как. «11 мая 1881 года близ Сиднея в 1 часа утра мимо нас про­несся  «Летучий голландец». Мы видели странный крас­ный снег, призрачно осве­щавший корабль... Когда он приблизился, мы оклик­нули его. Его видели так­же вахтенный офицер со шканцев и один из кадетов.. Море было спокойное, ночь - светлая. Матрос, первым заметивший  «Летучего гол­ландца», сегодня упал с реи и разбился насмерть, потом случилось несчастье и с адмиралом».

 Эту выписку из вахтен­ного журнала британско­го военного корабля «Бэкхант» сделал кадет этого корабля, будущий англий­ский король Георг V.  Вот и пойми - видел ли наслед­ник британской короны корабль-призрак или ему довелось лицезреть парус­ник. брошенный экипажем и носимый по океану волна­ми и ветром.

  И таких,  судов-потеряшек, было в те годы немало. При­чем некоторые них нахо­дились в одиночном плавании не один десяток лет.

   В январе 1890 года непо­далеку от мыса Горн пропал без весги английский трехмачтовый парусник «Марлбороу».

  




















11 января 1890 г. барк «Марлбороу» с грузом мороженой баранины и шерсти вышел из Литтелтона (Новая Зеландия) и двинулся на другой край света — в Лондон. Всего на бор­ту судна в момент его отплытия было 30 че­ловек — 23 члена экипажа и 7 пассажиров. Командовал парусником капитан Б.Хёрд — типичный «морской волк» с большим опытом дальнего плавания. Путешествие протекало без особых проблем, да и погода явно благо­приятствовала — с самого начала ярко све­тило солнце, ведь южное лето было в самом разгаре. (Лишь незадолго до приближения к южноамериканскому континенту погода ста­ла ухудшаться.) На запрос встречного судна, шедшего из Англии в Новую Зеландию, с «Марлбороу» ответили, что на борту все в по­рядке. 1 апреля барк подошел к западному входу в Магелланов пролив. Здесь, непода­леку от острова Огненная Земля, его и виде­ли в последний раз...

   Встревоженный долгим отсутствием «Марлбороу» его владелец Д.Лесли обратился в морские ведомства Чили и Аргентины с за­просом о судьбе судна. Те провели надлежащее расследование, но никаких следов бар­ка не обнаружили. В итоге следствие пришло к выводу, что парусник, напоровшись во вре­мя шторма на риф, затонул где-то в проливе. Такое заключение удовлетворило всех, в том числе и владельца злополучного барка; в итоге «Марлбороу» занесли в категорию про­павших без вести судов, каковым несть чис­ла, и забыли о нем

  Скорее всего, так и осталась бы это про­исшествие в числе самых заурядных в исто­рии мореплавания, если бы весьма длитель­ное время спустя «пропавший без вести» не напомнил о себе, явившись перед изумлен­ными мореплавателями, словно посланец с того света.

14 октября 1913 г. у острова Огненная Земля, вблизи чилийского городка Пунта- Аренас, моряки английского парохода «Johnson» заметили идущий почти под все­ми парусами барк. Это показалось капитану парохода странным, ведь море, как обычно для этих мест, штормило. Еще более удиви­ло его то, что на проходящем мимо судне вообще не было видно людей. Когда до за­гадочного барка осталось менее трех кабельтовых, на пароходе застопорили маши­ну, и спустя несколько минут шлюпка с де­сятком добровольцев уже направлялась к паруснику. Подплыв к нему вплотную, моря­ки прочли на борту полустертую надпись: «Марлбороу, Glasgow» — название судна и порт приписки. Поднявшись на борт, англи­чане поняли, что парусник уже давным-давно необитаем: паруса и мачты покрылись зеленой плесенью, а палуба прогнила на­столько, что можно было на каждом шагу провалиться в трюм. Тем не менее, моряки, осторожно пробуя перед собой доску за до­ской, все же двинулись на корму, но, обогнув надстройку, остановились и некоторое вре­мя пребывали в состоянии шока. Там, при­слонившись к переборке, полулежал скелет, едва прикрытый лохмотьями истлевшей одежды и в заплесневелых матросских баш­маках. Видимо, это был рулевой, которого смерть сразила прямо у штурвала.

Оправившись от первого потрясения, анг­личане продолжили осмотр и довольно ско­ро установили, что экипаж  своего судна не покинул: всего на борту обнаружи­лись 20 скелетов. При этом все они находи­лись именно там, где и положено быть моря­кам на движущемся корабле: один — у штур­вала, трое — на палубе у люка, десять — на вахте у своих постов, шесть — в кают-компа­нии. И все они, похоже, были застигнуты смертью врасплох; особенно впечатляли по­зы двух наиболее хорошо сохранившихся скелетов в кают-компании, наклонившихся друг к другу. Судовые документы оказались на месте, но понять причину трагедии не по­могли, так как пришли в негодность: вахтен­ный журнал покрыли мох и плесень, и записи в нем стали совершенно неразборчивы; дру­гие же, бумаги были источены насекомыми и высохли со временем настолько, что рассы­пались в прах при малейшем прикоснове­нии. Груз в трюмах судна превратился в ка­кую-то однородную бурую массу. Было со­вершенно очевидно, что со времени траге­дии прошел не год и не два. Однако ни кор­пус парусника, ни рангоут и такелаж не име­ли сколько-нибудь серьезных повреждений, которые хоть как-то могли бы прояснить при­чину несчастья. Теряясь в догадках, моряки вернулись на свое судно. Капитан парохода сделал запись о встрече с «Марлбороу» в вах­тенном журнале, отметил, что погодные ус­ловия не позволяют взять этот таинственный «летучий голландец» на буксир, обозначил на карте место встречи с ним и дал команду ложиться на прежний курс. По прибытии в порт назначения он немедленно сообщил о находке местным властям, и все побывав­шие на «Марлбороу» моряки под присягой под­твердили изложенное в его рапорте. Они оказались первыми и последними, кто видел несчастный барк после приключившейся с ним беды, — больше никакой информации о встречах с ним не поступало.

   Возникают как минимум три вопроса. Пер­вый: как вообще могло случиться, что парус­ник, будучи неуправляемым без малого 24 года, уцелел в столь грозном для мореходст­ва районе, как Магелланов пролив, который моряки прозвали «кладбищем кораблей»? Где он странствовал все это время, и почему никто не наткнулся на него? Второй: на «Марлбороу», как уже упоминалось, в момент выхода из Литтелтона было 30 человек, но осмотревшие его почти четверть века спустя после трагедии моряки парохода  «Johnson» обнаружили лишь 20 скелетов. Куда пропали остальные люди? Третий и главный: что про­изошло на паруснике?

   Ответить на первые два вопроса не так уж сложно. Вероятно, злосчастное судно после гибели его экипажа было загнано ветром в «тихую гавань», куда не ступала нога челове­ка, и простояло там до тех пор, пока редкост­ный по силе порыв ветра, подувшего с мате­рика, вновь не выгнал его в открытое море. Те из экипажа, кого смерть застигла на палу­бе, были просто-напросто смыты с нее вол­нами еще до того, как барк добрался до этой самой «гавани». Ну, а за время «вынужден­ной стоянки» на паруснике вовсю похозяйни­чали всяческие микроорганизмы и насеко­мые, приведя его содержимое в негодность. Но вот что за неведомая сила отправила всех обитателей парусника в мир иной, причем, судя по всему, практически мгновенно?

Предполагаемое место трагедии «Марлбороу» — Магелланов пролив издавна пользуется недоброй славой, сопоставимой с репу­тацией печально знаменитого «Бермудского треугольника». Не менее 300 дней в году тут свирепствует шторм, а рифы понатыканы почти с такой же частотой, как пеньки на по­рубке леса. Ко всему прочему этот район из­вестен как зона повышенной сейсмической активности и подводного вулканизма. Очень похоже, что именно на такую огнедышащую гору и набрел застигнутый штормом парус­ник. (В сравнительно тихую погоду подвод­ный вулкан зачастую дает знать о себе — вы­делением пара, бурлением воды, а то и подобием гейзеров, но в бурю может остаться незамеченным. При извержении же любого вулкана — и это хорошо известно — выделя­ется множество ядовитых газов, в частности, сероводород , который по токсичности мало уступает синильной кислоте. Конечно, толща воды над кратером вулкана препятст­вует выходу сероводорода на поверхность, тем более что этот газ хотя и относительно слабо, но все-же растворим в воде и должен частично ею поглощаться. Но, во-первых, растворимость газов весьма сильно снижа­ется с повышением температуры, а вода вблизи места извержения местами прогре­вается едва ли не до кипения. Во-вторых, в отличие от «сухопутного» извержения, при котором выделяющийся из кратера вулкана сероводород в присутствии атмосферного кислорода немедленно окисляется до серы или сернистого газа, при извержении под­водном, протекающем в условиях выражен­ного «кислородного голодания», концентра­ция  в выносящихся на поверхность газах будет резко повышена. И тогда на неболь­шом участке морской поверхности, находя­щемся прямо над подводной огнедышащей горой, содержание сероводорода в воздухе может при определенных условиях стать столь высоким, что человек моментально ум­рет, причем без каких-либо конвульсий и ви­зуальных признаков удушья, — фактически от паралича центральной нервной системы. Так что экипаж судна, оказавшегося рядом с ме­стом извержения подводного вулкана, впол­не мог погибнуть. И версия, что именно это случилось с «Марлбороу», представляется весьма правдоподобной. Разумеется, под­твердить ее (или, напротив, исключить из рассмотрения) могли бы достоверные све­дения о том, наблюдались или нет в начале апреля 1890 г. в предполагаемых местах ги­бели барка какие-либо извержения. Малове­роятно, однако, что подобной информацией располагают географы или вулканологи, по­скольку подводные извержения стали регис­трировать и сколько-нибудь серьезно изу­чать лишь в XX в.

От подводного вулкана может исходить и другая, не менее страшная опасность. Уже давно замечено, что при приближении штор­мовой погоды резко ухудшается состояние больных и чувствительных людей на побере­жье, возрастает число самоубийств и дорож­ных происшествий, домашние и дикие жи­вотные приходят в беспокойство, а нередко становятся агрессивными. Дело в том, что при штормах происходит срыв потока возду­ха на гребнях морских волн, в результате че­го возникают как вертикально, так и горизон­тально направленные колебания воздушной среды, сила которых растет пропорциональ­но квадрату высоты волн. В частности, при скорости ветра 20 м/с мощность формирую­щихся подобным образом колебаний может достигать 3 Вт с каждого метра фронта вол­ны, и, стало быть, даже при сравнительно не­большом шторме их суммарная мощность составит десятки киловатт! В основном час­тота подобных колебаний находится в диа­пазоне 5-6 Гц, то есть шторм является мощ­ным генератором инфразвука. О том, как воздействуют инфразвуковые колебания на живые организмы, писалось немало. Напомним, что инфразвук с частотой 5-6 Гц способен вызвать у человека ощущение усталости, то­ски, «морской болезни», более того, привес­ти к потере им зрения и слуха; инфразвук же, имеющий частоту 7 Гц и мощность того по­рядка, что генерируется при шторме, приво­дит к летальному исходу, наступающему от остановки сердца. Правда, при штормах ин­фразвуковые колебания подобной «леталь­ной» частоты, похоже, не наблюдаются — по крайней мере, случаи массовой гибели при­брежных жителей от морского «супербаса» до сих пор не регистрировались. Однако не исключено, что в определенных условиях в океанских просторах могут возникать ин­фразвуковые колебания именно с вышеука­занной резонансной частотой, — например, в процессе формирования волн при подвод­ных землетрясениях или извержениях вулка­нов. Колебания с подобной «аномальной» частотой — и притом, скорее всего, с верти­кальной поляризацией — должны возникать в очень ограниченной акватории, и воздей­ствию их может подвергнуться лишь ко­рабль, случайно оказавшийся вблизи места их зарождения. Поэтому то, что произошло, предположительно, с «Марлбороу», — явление довольно редкое. Но не исключительное. Ис­тория мореплавания насчитывает уже не­сколько десятков судов с мертвыми экипа­жами, погибшими при загадочных обстоя­тельствах, — судов как надводных, так и под­водных. Последние, кстати, должны быть подвержены действию инфразвука куда сильнее, поскольку в воде он распространя­ется на еще большие расстояния, нежели в воздухе. (Другое дело, что информация о по­добных происшествиях с подлодками обыч­но оказывается засекреченной.)

       В конце XIX века «лету­чих голландцев» в океанах развелось столько, то они стали представлять реаль­ную угрозу для судоходства. Английское страховое общество «Ллойд» подсчита­ло, что лишь с 1891 но 1893 гол поступило 1828 заявлений  от капитанов о встречах с судами, брошенными сво­ими экипажами. В период правления в США президен­та Кливленда (1893-1897 гг.) была созвана международ­ная конференция по борьбе с «летучими голландцами». На потопление их были на­правлены целые эскадры боевых кораблей.  Броненосцы и крейсеры расстреливали из орудий, подрывали заря­дами, поджигали корабли- призраки.

Но «летучие голланд­цы» не сдавались. Лишь за 1930 год военно-морской флот США уничтожил 267 кораблей - призраков. Борьба с ними продолжается и до се­годняшних дней.

Вот например уже сообщение нашего времени. «7 марта 2008 г. японская бе­реговая охрана обнаружи­ла у берегов Хоккайдо дрей­фующее судно без экипа­жа на борту Несмотря на то, что оно находится в исправ­ном состоянии, никаких опо­знавательных знаков, номе­ров и названия на нем не об­наружено. Обнаружить  владельцев или страну, кото­рой оно могло бы принадле­жать, не представляется воз­можным».

 

 

 

 

 

 

Категория: В мире интересного | Добавил: kosaalex (19.12.2012)
Просмотров: 828 | Рейтинг: 5.0/2




Бесплатный конструктор сайтов - uCoz