Викинги - обитатели
средневековой Скандинавии - по праву
считаются одними из самых выдающихся
мореплавателей мира. На своих небольших суденышках они смело пересекали моря и океаны, обосновались в Исландии и Гренландии, высаживались на берегах Нового Света за сотни лет до Колумба.
Возглавляли дружины
суровых северных воинов конунги, которые были одновременно и вождями, и жрецами,
и судоводителями. Современники называли их «морскими королями». Викинги сражались на своих
драккарах, жили на них, на них же и умирали.
Даже после смерти
конунги не покидали свои корабли. Их тела клали в драккары и пускали в
открытое море по воле волн и ветров. Сделанные из дуба корабли «морских
королей» долго не тонули. Викинги, которым встречался драккар с мертвым конунгом
на борту, не боялись, а наоборот, считали такую встречу предвестником удачи.
Некоторые делились
с мертвым героем пищей и водой, а наиболее смелые и отчаянные перебирались на
борт погребальной ладьи, считая, что в компании с прославленным конунгом они
наверняка попадут в Валгаллу - скандинавский рай, обитатели которого днем
сражаются друг с другом, а вечерами, восстав мертвых, пируют в чертогах Одина.
В одной из
скандинавских саг рассказывается о викинге Стете, которого морские боги
обрекли на вечное скитание в северных морях за похищение у них волшебного
кольца. Со временем викинг-воришка превратился в скелет. Возвращаясь из
плавания, суровые «морские короли» рассказывали о мертвеце в огненном плаще,
сидящем на верхушке мачты драккара. Это был корабль Стета, первый «Летучий
голландец», оставивший свой след в истории мореплавания.
Еще одни вечный
морской скиталец появился в XV веке. Правда, на этот раз он облюбовал для своих
путешествий не Северное полушарие, а воды у южной оконечности Африки.
Португалец Бартоломео
Диаш считался опытным мореходом. В августе 1487 года его небольшая эскадра, состоящая из трех парусных кораблей,
отправилась на юг. Диаш спускался вдоль побережья Африканского континента,
приближаясь к южной оконечности материка. Но сильные встречные ветра стали
сносить маленькие кораблики португальца назад на север. Вскоре ветер превратился
в бурю. Морские волны со страшной силой бились о камни мыса, за которым. как
считал Бартоломео Диаш, находился еще невиданный
европейцами таинственный Южный океан, позднее названный Индийским.
Напуганные бурей,
моряки отказывались плыть на восток. Они потребовали от Диаша возвращаться
назад, домой. Но глава экспедиции поклялся «всеми святыми и дьяволами» в том,
что он во что бы то ни стало пройдет проклятый богом мыс. И он продолжил
плавание.
В конце концов матросы взбунтовались. Диаш был вынужден вернуться в
Португалию. Открытый им мыс он назвал мысом Бурь. Но португальский король Хуан
II, выслушавший доклад о путешествии Диаша, дабы не отпугнуть последователей
упрямого морехода и дать им надежду на открытие пути в вожделенную Индию, приказал
переименовать мыс Бурь в мыс Доброй Надежды.
Через 11 лет другой
португальский мореплаватель Васко да Гама обогнул южную оконечность Африки и
достиг Индии. А злосчастный Бартоломео Диаш, отправившийся в дальнее плавание
вслед за Веско да Гама в 1500 году, пропал без следа в районе мыса Бурь. Суеверные
моряки в трактирах шепотом рассказывали, что это дьявол покарал упрямого
морехода, превратив его в вечного скитальца по просторам морей. Находились «очевидцы!»,
рассказывающие о том, что своими глазами видели в районе мыса Доброй Надежды
обветшалую каравеллу с выцветшим португальским флагом на верхушке мачты.
А с XVII века в водах мирового океана безраздельно
господствовали голландцы. В 1602 году ими была создана нидерландская Ост-
Индская компания, получившая монополию на торговлю со всеми странами, расположенными
на берегах Индийского океана. Голландцы основали десятки торговых факторий в
Африке, на Цейлоне, на «островах пряностей» (Молуккских островах), в Индонезии.
Они же первыми начали торговлю с Китаем и Японией.
Капитаны, водившие
свои корабли в дальние плавания, были людьми храбрыми и дерзкими. Немудрено,
что один из таких сорвиголов и стал прототипом капитана «Летучего голландца».
Считается, что это был Ван дер Декен.
Однажды его корабль
попал в сильнейший шторм неподалеку от мыса Доброй Надежды. Матросы, готовые уже проститься с жизнью, на
коленях молили бога о спасении их душ. Ну а что делал в это время капитан Ван
дер Декен? Он демонстративно пил ром, курил трубку и распевал богохульные песенки.
Когда же матросы
попытались силой заставить капитана изменить курс, тот недолго думая швырнул
главаря бунтовщиков за борт в кипящие воды. В этот же момент небеса
разверзлись и на палубу корабля опустился Ангел Господень. Разъяренный Ван
дер Декен выхватил из- за пояса пистолет и выстрелил в Ангела. Но пуля чудесным
образом угодила в руку самого капитана
За свое богохульство
и необузданный нрав Ван дер Декен был приговорен Богом к вечному скитанию в
морях, прилегающих к мысу Доброй Надежды и мысу Горн. Команда «Летучего голландца»
подобралась под стать его капитану: убийцы, богохульники и клятвопреступники.
Ночью над мачтами корабля- призрака светятся огни святого Эльма. За штурвалом «Летучего голландца» стоит
человек, одетый в обрывки мундира капитана Ост-Индской компании. Встреченные
им суда ждет печальная участь - они гибнут на рифах и мелях
Но это все легенды.
А как же обстоят дела в реальности? А вот как. «11 мая 1881 года близ Сиднея в
1 часа утра мимо нас пронесся «Летучий
голландец». Мы видели странный красный снег, призрачно освещавший корабль...
Когда он приблизился, мы окликнули его. Его видели также вахтенный офицер со
шканцев и один из кадетов.. Море было спокойное, ночь - светлая. Матрос, первым
заметивший «Летучего голландца»,
сегодня упал с реи и разбился насмерть, потом случилось несчастье и с адмиралом».
Эту выписку из вахтенного
журнала британского военного корабля «Бэкхант» сделал кадет этого корабля,
будущий английский король Георг V. Вот
и пойми - видел ли наследник британской короны корабль-призрак или ему
довелось лицезреть парусник. брошенный экипажем и носимый по океану волнами и
ветром.
И таких, судов-потеряшек, было в те годы немало. Причем
некоторые них находились в одиночном плавании не один десяток лет.
В январе 1890 года
неподалеку от мыса Горн пропал без весги английский трехмачтовый парусник
«Марлбороу».
11 января 1890 г. барк «Марлбороу» с
грузом мороженой баранины и шерсти вышел из Литтелтона (Новая Зеландия) и
двинулся на другой край света — в Лондон. Всего на борту судна в момент его
отплытия было 30 человек — 23 члена экипажа и 7 пассажиров. Командовал
парусником капитан Б.Хёрд — типичный «морской волк» с большим опытом дальнего
плавания. Путешествие протекало без особых проблем, да и погода явно благоприятствовала
— с самого начала ярко светило солнце, ведь южное лето было в самом разгаре.
(Лишь незадолго до приближения к южноамериканскому континенту погода стала
ухудшаться.) На запрос встречного судна, шедшего из Англии в Новую Зеландию, с «Марлбороу»
ответили, что на борту все в порядке. 1 апреля барк подошел к западному входу
в Магелланов пролив. Здесь, неподалеку от острова Огненная Земля, его и видели
в последний раз...
Встревоженный
долгим отсутствием «Марлбороу» его владелец Д.Лесли обратился в морские
ведомства Чили и Аргентины с запросом о судьбе судна. Те провели надлежащее
расследование, но никаких следов барка не обнаружили. В итоге следствие пришло
к выводу, что парусник, напоровшись во время шторма на риф, затонул где-то в
проливе. Такое заключение удовлетворило всех, в том числе и владельца
злополучного барка; в итоге «Марлбороу» занесли в категорию пропавших без вести
судов, каковым несть числа, и забыли о нем
Скорее всего, так и
осталась бы это происшествие в числе самых заурядных в истории мореплавания,
если бы весьма длительное время спустя «пропавший без вести» не напомнил о
себе, явившись перед изумленными мореплавателями, словно посланец с того
света.
14 октября 1913
г. у острова Огненная Земля, вблизи чилийского городка
Пунта- Аренас, моряки английского парохода «Johnson» заметили идущий почти под всеми парусами барк. Это
показалось капитану парохода странным, ведь море, как обычно для этих мест,
штормило. Еще более удивило его то, что на проходящем мимо судне вообще не
было видно людей. Когда до загадочного барка осталось менее трех кабельтовых,
на пароходе застопорили машину, и спустя несколько минут шлюпка с десятком
добровольцев уже направлялась к паруснику. Подплыв к нему вплотную, моряки
прочли на борту полустертую надпись: «Марлбороу, Glasgow» — название судна и порт
приписки. Поднявшись на борт, англичане поняли, что парусник уже давным-давно
необитаем: паруса и мачты покрылись зеленой плесенью, а палуба прогнила настолько,
что можно было на каждом шагу провалиться в трюм. Тем не менее, моряки,
осторожно пробуя перед собой доску за доской, все же двинулись на корму, но,
обогнув надстройку, остановились и некоторое время пребывали в состоянии шока.
Там, прислонившись к переборке, полулежал скелет, едва прикрытый лохмотьями
истлевшей одежды и в заплесневелых матросских башмаках. Видимо, это был
рулевой, которого смерть сразила прямо у штурвала.
Оправившись от первого потрясения, англичане продолжили
осмотр и довольно скоро установили, что экипаж своего судна не покинул: всего на борту
обнаружились 20 скелетов. При этом все они находились именно там, где и
положено быть морякам на движущемся корабле: один — у штурвала, трое — на
палубе у люка, десять — на вахте у своих постов, шесть — в кают-компании. И
все они, похоже, были застигнуты смертью врасплох; особенно впечатляли позы
двух наиболее хорошо сохранившихся скелетов в кают-компании, наклонившихся друг
к другу. Судовые документы оказались на месте, но понять причину трагедии не помогли,
так как пришли в негодность: вахтенный журнал покрыли мох и плесень, и записи
в нем стали совершенно неразборчивы; другие же, бумаги были источены
насекомыми и высохли со временем настолько, что рассыпались в прах при
малейшем прикосновении. Груз в трюмах судна превратился в какую-то однородную
бурую массу. Было совершенно очевидно, что со времени трагедии прошел не год
и не два. Однако ни корпус парусника, ни рангоут и такелаж не имели
сколько-нибудь серьезных повреждений, которые хоть как-то могли бы прояснить
причину несчастья. Теряясь в догадках, моряки вернулись на свое судно. Капитан
парохода сделал запись о встрече с «Марлбороу» в вахтенном журнале, отметил,
что погодные условия не позволяют взять этот таинственный «летучий голландец»
на буксир, обозначил на карте место встречи с ним и дал команду ложиться на
прежний курс. По прибытии в порт назначения он немедленно сообщил о находке
местным властям, и все побывавшие на «Марлбороу» моряки под присягой подтвердили
изложенное в его рапорте. Они оказались первыми и последними, кто видел
несчастный барк после приключившейся с ним беды, — больше никакой информации о
встречах с ним не поступало.
Возникают как
минимум три вопроса. Первый: как вообще могло случиться, что парусник, будучи
неуправляемым без малого 24 года, уцелел в столь грозном для мореходства
районе, как Магелланов пролив, который моряки прозвали «кладбищем кораблей»? Где
он странствовал все это время, и почему никто не наткнулся на него? Второй: на
«Марлбороу», как уже упоминалось, в момент выхода из Литтелтона было 30
человек, но осмотревшие его почти четверть века спустя после трагедии моряки
парохода «Johnson» обнаружили лишь 20 скелетов.
Куда пропали остальные люди? Третий и главный: что произошло на паруснике?
Ответить на первые
два вопроса не так уж сложно. Вероятно, злосчастное судно после гибели его
экипажа было загнано ветром в «тихую гавань», куда не ступала нога человека, и
простояло там до тех пор, пока редкостный по силе порыв ветра, подувшего с
материка, вновь не выгнал его в открытое море. Те из экипажа, кого смерть
застигла на палубе, были просто-напросто смыты с нее волнами еще до того, как
барк добрался до этой самой «гавани». Ну, а за время «вынужденной стоянки» на
паруснике вовсю похозяйничали всяческие микроорганизмы и насекомые, приведя
его содержимое в негодность. Но вот что за неведомая сила отправила всех
обитателей парусника в мир иной, причем, судя по всему, практически мгновенно?
Предполагаемое место трагедии «Марлбороу» — Магелланов
пролив издавна пользуется недоброй славой, сопоставимой с репутацией печально
знаменитого «Бермудского треугольника». Не менее 300 дней в году тут
свирепствует шторм, а рифы понатыканы почти с такой же частотой, как пеньки на
порубке леса. Ко всему прочему этот район известен как зона повышенной
сейсмической активности и подводного вулканизма. Очень похоже, что именно на
такую огнедышащую гору и набрел застигнутый штормом парусник. (В сравнительно
тихую погоду подводный вулкан зачастую дает знать о себе — выделением пара,
бурлением воды, а то и подобием гейзеров, но в бурю может остаться незамеченным.
При извержении же любого вулкана — и это хорошо известно — выделяется
множество ядовитых газов, в частности, сероводород , который по токсичности
мало уступает синильной кислоте. Конечно, толща воды над кратером вулкана
препятствует выходу сероводорода на поверхность, тем более что этот газ хотя и
относительно слабо, но все-же растворим в воде и должен частично ею
поглощаться. Но, во-первых, растворимость газов весьма сильно снижается с
повышением температуры, а вода вблизи места извержения местами прогревается
едва ли не до кипения. Во-вторых, в отличие от «сухопутного» извержения, при
котором выделяющийся из кратера вулкана сероводород в присутствии атмосферного
кислорода немедленно окисляется до серы или сернистого газа, при извержении подводном,
протекающем в условиях выраженного «кислородного голодания», концентрация в выносящихся на поверхность газах будет резко
повышена. И тогда на небольшом участке морской поверхности, находящемся прямо
над подводной огнедышащей горой, содержание сероводорода в воздухе может при
определенных условиях стать столь высоким, что человек моментально умрет,
причем без каких-либо конвульсий и визуальных признаков удушья, — фактически
от паралича центральной нервной системы. Так что экипаж судна, оказавшегося
рядом с местом извержения подводного вулкана, вполне мог погибнуть. И версия,
что именно это случилось с «Марлбороу», представляется весьма правдоподобной.
Разумеется, подтвердить ее (или, напротив, исключить из рассмотрения) могли бы
достоверные сведения о том, наблюдались или нет в начале апреля 1890 г. в предполагаемых
местах гибели барка какие-либо извержения. Маловероятно, однако, что подобной
информацией располагают географы или вулканологи, поскольку подводные
извержения стали регистрировать и сколько-нибудь серьезно изучать лишь в XX
в.
От подводного вулкана может исходить и другая, не менее
страшная опасность. Уже давно замечено, что при приближении штормовой погоды
резко ухудшается состояние больных и чувствительных людей на побережье,
возрастает число самоубийств и дорожных происшествий, домашние и дикие животные
приходят в беспокойство, а нередко становятся агрессивными. Дело в том, что при
штормах происходит срыв потока воздуха на гребнях морских волн, в результате
чего возникают как вертикально, так и горизонтально направленные колебания
воздушной среды, сила которых растет пропорционально квадрату высоты волн. В
частности, при скорости ветра 20 м/с мощность формирующихся подобным образом
колебаний может достигать 3 Вт с каждого метра фронта волны, и, стало быть,
даже при сравнительно небольшом шторме их суммарная мощность составит десятки
киловатт! В основном частота подобных колебаний находится в диапазоне 5-6 Гц,
то есть шторм является мощным генератором инфразвука. О том, как воздействуют
инфразвуковые колебания на живые организмы, писалось немало. Напомним, что
инфразвук с частотой 5-6 Гц способен вызвать у человека ощущение усталости, тоски,
«морской болезни», более того, привести к потере им зрения и слуха; инфразвук
же, имеющий частоту 7 Гц и мощность того порядка, что генерируется при шторме,
приводит к летальному исходу, наступающему от остановки сердца. Правда, при
штормах инфразвуковые колебания подобной «летальной» частоты, похоже, не
наблюдаются — по крайней мере, случаи массовой гибели прибрежных жителей от
морского «супербаса» до сих пор не регистрировались. Однако не исключено, что в
определенных условиях в океанских просторах могут возникать инфразвуковые
колебания именно с вышеуказанной резонансной частотой, — например, в процессе
формирования волн при подводных землетрясениях или извержениях вулканов.
Колебания с подобной «аномальной» частотой — и притом, скорее всего, с вертикальной
поляризацией — должны возникать в очень ограниченной акватории, и воздействию
их может подвергнуться лишь корабль, случайно оказавшийся вблизи места их
зарождения. Поэтому то, что произошло, предположительно, с «Марлбороу», —
явление довольно редкое. Но не исключительное. История мореплавания
насчитывает уже несколько десятков судов с мертвыми экипажами, погибшими при
загадочных обстоятельствах, — судов как надводных, так и подводных. Последние,
кстати, должны быть подвержены действию инфразвука куда сильнее, поскольку в
воде он распространяется на еще большие расстояния, нежели в воздухе. (Другое
дело, что информация о подобных происшествиях с подлодками обычно оказывается
засекреченной.)
В конце XIX
века «летучих голландцев» в океанах развелось столько, то они стали
представлять реальную угрозу для судоходства. Английское страховое общество
«Ллойд» подсчитало, что лишь с 1891 но 1893 гол поступило 1828 заявлений от капитанов о встречах с судами, брошенными
своими экипажами. В период правления в США президента Кливленда (1893-1897
гг.) была созвана международная конференция по борьбе с «летучими
голландцами». На потопление их были направлены целые эскадры боевых кораблей. Броненосцы и крейсеры расстреливали из орудий,
подрывали зарядами, поджигали корабли- призраки.
Но «летучие голландцы» не сдавались. Лишь за 1930 год
военно-морской флот США уничтожил 267 кораблей - призраков. Борьба с ними
продолжается и до сегодняшних дней.
Вот например уже сообщение нашего времени. «7 марта 2008 г. японская береговая
охрана обнаружила у берегов Хоккайдо дрейфующее судно без экипажа на борту
Несмотря на то, что оно находится в исправном состоянии, никаких опознавательных
знаков, номеров и названия на нем не обнаружено. Обнаружить владельцев или страну, которой оно могло бы
принадлежать, не представляется возможным».
|