Бесплатный конструктор сайтов - uCoz
Воскресенье, 19.05.2024, 00:21

Вдохновение






НЕЗАВИСИМОЕ МНЕНИЕ ПО УКРАИНЕ

Не надо строить иллюзий, эти потомки Бандеры без поддержки извне, без денег, без политической поддержки, без печенек от кондитерской фабрики имени Нуланд, наконец, ни на какие майданы не пойдут. Так и будут ходить кругами, стучать в барабаны и символически жечь в Киеве по 2-3 покрышки. Потому что прекрасно знают, сегодня у власти не Янукович с добрым и ласковым "Беркутом", а точно такие же отморозки, которые уже хлебнули крови и с удовольствием перестреляют не то что "небесную сотню", а и "приземленную" тысячу. - http://www.nakanune.ru/articles/111938/#sthash.nR5INmfr.dpuf

Шуточная песенка

































Визитка
меню раздела
Архив записей








Деловые новости


Реферальный банер


Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика

Для чтения

Главная » Статьи » В мире интересного

ТРАГЕДИЯ «ЭССЕКСА»

  Кашалот — одно из загадочных и своеобразных морских млекопитаю­щих, о котором слагались легенды и мифы еще в античные времена... По­жалуй, ни одно морское животное не порождало столько раздумий, фантастических сказаний и верования, восхищения и страха.

Роман выдающегося амери­канского писатели Германа Мелвилла «Моби Дик, или Белый Кит» (1851), полный скорби, страсти и ярости, боль­шинство читателей относит к символическим и почти фантастическим произведениям. Тем не менее, автор этой удивительной книги — профессиональный мо­ряк и китобой, а сама она свое го рода «энциклопедия китобойного промысла».

Напомним вкратце содержание романа. Измаил, от лица которого ведется повествование, нанимает­ся матросом на китобойное судно «Пекод».  После отплытия вы­ясняется, что рейс не совсем обычен Капитан «Пекода» Ахав, по­терявший ногу в схватке со знаменитым Моби Диком, вышел в море с единственной целью — дать бой своему врагу. Он намерен преследовать Белого Кита «и за мысом Доброй Надежды, и за мысом Горн и за норвежским Мальштремом, и за пламенем по гибели» . «Вот цель вашего плавания, люди, кричит он в неис­товой ярости. Гоняться за Белым Китом по обоим полушариям, покуда не выпустит он фонтан черной крови и не закачается на волнах его белая туша!» Зараженная яростной энергией капитана, команда «Пекода» клянется в ненависти к Белому киту, и Ахав прибивает к мачте золотой дублон, предназначенный тому, кто первым увидит Моби Дика...

«Пекод» идет вокруг света, подвергаясь всем опасностям китобойного промысла. Встреча с Бе­лым Китом происходит в его «владениях», поблизости от экватора, ей предшествует ряд грозных предзнаменований. Бой с Моби Диком длится три дня и заверша­ется разгромом «Пекода». Белый Кит разбивает вельботы, увлекает в морскую пучину Ахава и, наконец, топит корабль вместе с командой. Спасается лишь рассказчик — его подбирает другой китобоец.

Что подсказало писателю эту фабулу?

  Историки китобойного про­мысла свидетельствуют, что в на­чале XIX века среди промышляв­ших в Тихом океане гарпунеров прошел слух о гигантском кашалоте-альбиносе, который нападал не только на преследовавшие его вельботы, но и на китобойные су­да. Одни утверждали, что «белый исполин семи морей» набрасыва­ется на китобойное судно без вся­кого повода, другие — что лишь после того, как вонзят в его спину гарпун. Даже разбив себе голову, он продолжал якобы снова и сно­ва таранить борт судна, а когда оно тонуло, кружил по поверхно­сти, уничтожая оставшихся в жи­вых людей...

 Среди прославленных китобоев XIX века нашлось бы не ме­нее сотни таких, которые готовы были поклясться на Библии, что видели Белого Кита. Имя его бы­ло Моха Дик, по острову Моха у берегов Чили, где с ним впервые встретились. Рассказы очевидцев о кашалоте-альбиносе, приукра­шенные фантазией тех, кто его никогда не видел, складывались в легенды о ките-людоеде. Их ге­рой — неизменно крупный одино­кий самец длиной около 20 м и весом не менее 70 т, агрессивный, не умеющий ужиться со своими собратьями. Цвет его от рассказа к рассказу варьируется: исполин­ский кашалот то бел как снег, то он светло-серый, а иногда даже черный, но с широкой белой полосой на голове. Бесчинствовал он на просторах Мирового океа­на ровно 39 лет, на его счету три китобойных и два грузовых суд­на, три барка, четыре шхуны, восемнадцать вельботов и 117 чело­веческих жизней. Считается, что Моха Дик был убит в 1859 году шведскими китобоями в южной части Тихого океана. Когда гар­пун пробил ему легкое, он не ока­зал сопротивления: был уже слиш­ком стар и обессилен. В туше Мо­ха Дика шведы насчитали 19 гар­пунных наконечников и обнару­жили, что кашалот слеп на пра­вый глаз...

Видимо, эти сведения и были положены Мелвиллом в основу романа. Но только ли они?

ТРАГЕДИЯ «ЭССЕКСА»











  




Как и люди, корабли уходят из жизни разными путями. Нередко они становятся жертвой роковых обстоятельств — морской стихии, войны, злого умысла, ошибок своих хозяев и капитанов. Есть в ми­ровой летописи и такие случаи, которые кажутся совершенно не­вероятными. К ним относится зло­получное происшествие с амери­канским китобойцем «Эссекс».

Этот трехмачтовый барк водо­измещением в 238 т вышел 12 ав­густа 1819 года под командовани­ем капитана Полларда с острова Нантакет (здесь же, по Мелвиллу, начался и последний рейс «Пекода»), направляясь на промысел. Рейс был рассчитан на два года: сначала охота в Южной Атланти­ке, затем — в Тихом океане. 20 ноября 1820 года «Эссекс» на­ходился близ экватора на 119-м градусе западной долготы, когда ранним утром с мачты заметили стадо кашалотов. Спустили три вельбота, первым командовал сам капитан Поллард, вторым — пер­вый помощник Чейс, третьим — штурман Джой. Когда до кашало­тов осталось 200 м, те ушли под во­ду, но спустя несколько минут один из них всплыл. Чейс подошел к нему со стороны хвоста и вонзил в спину гарпун. Кашалот перевер­нулся на бок и ударил плавником по борту вельбота. Вода хлынула в пробоину, Чейсу ничего не оста­валось, как перерубить линь. Ка­шалот получил свободу, а гребцы, скинув рубахи и куртки, пытались ими заделать пробоину. Полуза­топленный вельбот с трудом до­брался до «Эссекса», после чего Чейс направил китобоец в сторо­ну видневшихся на горизонте вельботов. Вдруг с наветренного борта всплыл огромный кашалот, его длина, по оценке Чейса, пре­вышала 25 м. Судно не успело от­вернуть. Послышался мощнейший глухой удар, все попадали. В трюм сквозь проломленную обшивку полилась вода. Кит, видимо оглу­шенный, тряс своей огромной го­ловой и хлопал нижней челюстью. По распоряжению Чейса матросы начали откачивать воду. Но не прошло и трех минут, как кашалот снова ударил судно — на этот раз в правую скулу. Вода прибывала стремительно, китобоям стало яс­но, что спасти «Эссекс» не удаст­ся. Моряки едва успели погрузить в запасной вельбот навигацион­ные приборы и карты. Чуть вель­бот с людьми отошел от тонущего корабля, тот со страшным скри­пом повалился на борт. С момента второго удара минуло всего лишь десять минут...

  В это время другой кашалот тащил на лине вельбот капитана Полларда. Когда капитан увидел, что мачты его судна исчезли, он перерезал гарпунный линь и при­казал команде грести изо всех сил. Подойдя к лежащему на борту «Эссексу», Поллард попытался спасти его. Но вода, заливая трюм, вытесняла из него воздух, и «Эс­секс» медленно погружался. Тем не менее моряки ухитрились про­никнуть внутрь судна; в три вель­бота (а к этому времени подоспел и Джой) было перегружено два бочонка галет, около 200 галлонов воды, два компаса, кое-какой плот­ницкий инструмент и десяток жи­вых слоновых черепах, взятых на Галапагосах.

  Вскоре «Эссекс» затонул. В без­брежных просторах Тихого океа­на остались три вельбота, в кото­рых разместились двадцать моря­ков. Каждый получал в сутки пол­пинты воды и одну галету. В один из штормов вельботы потеряли друг друга. Месяц спустя вельбот Полларда подошел к крохотному необитаемому острову Даси, мо­ряки смогли пополнить свои скудные запасы. Трое изъявили желание остаться, Поллард с тремя другими матросами продолжал плавание на юго-восток ..

 Трагически сложилась одиссея китобоев «Эссекса». Вельбот штурмана Джоя пропал без вести. Чейс и двое его матросов были спасены английским бригом «Индиан» на 91-й день плавания. Еще через пять дней китобоец «Дофин» подобрал вельбот с капитаном Поллардом и матросом Рэмсделлом. Наконец, британский военный корабль «Саррей» снял с острова Даси трех остававшихся там «робинзонов»..

Несомненно, судьбы двух кораблей «Эссекса» и придуманного Мелвиллом «Пекода» почти одинаковы Но только ли случай стоит за этим сходством.

«Моби Дик» вышел в Нью Йорка в 1851 году Мало кому из  читателей известно, что за десять лет до этого китобойное судно «Акушнет», на котором плавал тогда матросом Мелпилл, случайно встретилось в океане с другим китобойцем, в команде которого был Вильям Чейс сын Оуэна Чейса с «Эссекса».  Он то и показал молодому Мелвиллу типографское издание воспоминаний об «Эссексе», написанных его отцом спустя полгода после завершения злополучной одиссеи. Страшная исповедь произвела на будущего писателя очень сильное впечатление и скорее всего под сказала ему идею романа. Безусловно были ему известны и другие с случаи нападения кашалотов на суда и вельботы, зафиксированные в документах

 

  СВИДЕТЕЛЬСТВУЮТ МОРСКИЕ ХРОНИКИ

В июле 1840 года английский китобойный бриг «Десмонд» на­ходился в 215 милях от Вальпараисо. Крик наблюдателя из «вороньего гнезда» поднял на ноги всю команду В двух милях от них медленно плыл одинокий кашалот Капитан приказал спустить два вельбота. Сделав крутой поворот, кит устремился им навстречу. Цвет его скорее был темно-серый, нежели черный, на огромной голове был виден трехметровый белый рубец. Кашалот ударил первый вельбот головой, тот взлетел в воздух. Гребцы посыпались в воду, как горошины с ложки. Перевернувшись на бок и открыв свою страшную пасть, кашалот изжевал утлое суденышко в щепки, затем ушел в глубину. Минут через пятнадцать он вынырнул и бросился в новую атаку. Сильным ударом головы подбросил в воздух второй вельбот. Треск ло­мающегося дерева смешался с криками обезумевших от страха китобоев.  Описав плавный круг, кит удалился. Подоспел бриг и взял на борг своих моряков. Двое из них умерли от ран.

Месяцем позже в пятистах милях к югу от этого места с русского барка «Сарепта» заметили кашалота. Охота окончилась удачно: два вельбота буксировали тушу кита. Они находились в трех милях от «Сарепты», когда появился еще один кашалот большой серый самец. Он выпрыг­нул из воды, с оглушительным шу­мом упал на брюхо и начал атаку на вельботы. Первый он ударом головы разбил в щепы. Старшина второго успел поставить свое суденышко за тушу убитого кита, затем, перерезав гарпунный линь, подобрал плававших людей, и гребцы изо всех сил налегли на весла Вельбот благополучно вернулся на «Сарепту», которая медленно кружила вокруг убитого кита. Однако серый кашалот не отходил от добычи русских китобоев, и, решив не испытывать судьбу, они ушли на юг

В мае 1841 года китобоец  «Джон Дэй» вел промысел в Южной Атлантике между мысом Горн и Фолклендскими  островами. В ста метрах от борта из глубины всплыл гигантский  кашалот серого цвета.  Он почти пол­ностью выскочил из воды,  постоял несколько секунд на хвосте и упал с оглушительным шумом. Затем отплыл на несколько сот метров и, казалось, поджидал вель­боты Первому помощнику удалось подойти к кашалоту сзади и метко бросить гарпун.  Кашалот, нырнув, тащил вельбот три мили, потом остановился, всплыл и бросился в атаку на китобоев. Удар головой, два - три взмаха хвоста и вельбот превратился в груду плавающих щепок. Два китобоя были убиты, остальные плавали среди обломков. Отплыв на сот­ню метров, кашалот ждал.  Капитан, не желая лишаться ценной добычи послал к месту поединка еще два вельбота. Команде одного из них удалось подобрать конец линя, тянувшегося к торчавшему из спины кита гарпуну.  Почувст­вовав боль, тот снова устремился под воду, потом вынырнул точно под днищем третьего вельбота и подкинул его головой на пять метров в воздух. Каким-то чудом все остались целы, но вельбот за­тонул.! Когда мокрые, обессиленные, полные ужаса китобои (их подобрал второй вельбот) поднялись на борт «Джона Дэя», чудовище все еще было на месте схватки.

В ежтябре 1842 года близ восточного побережья Японии боль­шой серый кашалот атаковал шхуну прибрежного  плавания. Удар головой оказался столь сильным, что судно фактически лишилось кормы. Оно осталось па плаву лишь благодаря грузу леса, хотя сидело в воде по верхнюю палубу. Команда успела соорудить из бре­вен плот... Капитаны трех китобойцев, оказавшихся поблизо­сти, шотландского «Чиффа», английского «Дадли» и «Янки» из порта Нью-Бэкфорд, посове­щавшись, решили покончить с китом- разбойником, навсегда избавиться от Меха Дика. Поиски были недолгими кашалот, казалось, сам искал встречи. Он вы нырнул в миле от китобоев, несколько секунд стоял вертикаль­но на хвосте, потом со страшным всплеском упал плашмя и снова ушел под воду. К этому месту устремилиссь шесть вельботов. По два с каждого китобойца. Кит первым пошел в атаку, но промахнулся и получил в спину гарпун с американского вельбота. Пять минут он, уйдя в воду, не подавал признаков жизни, но потом, вне­запно появившись на поверхности ударом хвоста разбил вельбот- шотландцев и тут же рванулся на английский вельбот. За ним на лине летел вельбот с «Янки».  Англичане поначалу увернулись но еще через какие-то секунды их вельбот оказался в гигантской пасти перевернувшегося на бок кита. Подняв голову, кашалот мотал ею из стороны в сторону, словно кот, изловивший мышь. В воду падали обломки дерева, изуродованные  останки двух моряков, которые не успели вовремя прыг­нуть в воду. Потом, уже  освобожденный от буксируемого груза (американцы в панике переруби­ли линь), кит с разгона нанес удар головой в борт полузатопленной, покинутой людьми шхуны. И скрылся из виду...

  На борту шотландского кито­бойца оказывали помощь постра­давшим, когда он вновь появился на «поле брани». Попытался го­ловой ударить в днище «Чиффа», но промахнулся, тем не менее, со­драл спиной медную оковку с форштевня и снес бушприт вмес­те с утлегарем. После этого от­плыл на несколько сот метров, «лег в дрейф» и спокойно наблю­дал, как три китобойца, подняв все паруса, поспешно уходят в океан...

 В 1850 году вельбот с американ­ского барка «Паркер Кук» загар­пунил в Центральной Атлантике крупного кашалота. Вместо того чтобы уйти на глубину, как это обычно бывает, раненое живот­ное поднырнуло под днище вель­бота и перевернуло его. Гарпунный линь захлестнуло вокруг го­лени рулевого, прорезав мышцы до кости. Изловчившись, моряк успел перерезать линь, но потерял сознание от потери крови, при­шлось его срочно везти на барк. Едва люди оказались на палубе китобойца, как кит пошел в атаку на судно. Удар головой пришелся в правую скулу, вскоре последо­вал второй, но менее сильный: ви­димо, рана была  серьезной и жи­вотное потеряло много крови. Од­нако оно уже разгонялось для но­вой атаки; капитан, вооруженный гарпунами с разрывными голов­ками, вышел на вельботе навстре­чу. Перевернувшись на бок и разинув смертоносную пасть, каша­лот ринулся на вельбот. Человек оказался на секунду проворнее: гарпун попал в глотку кита и взорвался. Но кашалот не сдавал­ся! Он еще дважды пытался ата­ковать вельбот, и лишь третий раз­рывной гарпун успокоил его на­всегда...

Спустя несколько месяцев аме­риканский китобоец «Покахонтас» встретил у берегов Аргенти­ны большое стадо китов. К ним на­правились два вельбота. Один гар­пун попал в цель, вельбот подошел почти вплотную, помощник капи­тана приготовился метнуть второй гарпун. Внезапно кашалот опро­кинулся на бок, разинул пасть, и перекусил вельбот надвое. Люди уцелели, но двое из них были серь­езно ранены. На помощь подоспел второй вельбот, однако кит не ухо­дил, он кружил близ обломков, время от времени «пробуя на зуб» весла, мачту, куски обшивки. «Покахонтасом» командовал Джозеф Диас, 28-летний моряк по кличке «Мальчик-капитан». Несмотря на мольбы раненых — а их уже до­ставил на судно второй вельбот — и уговоры опытных китобоев, он решил снова атаковать кита, те­перь уже непосредственно с бор­та «Покахонтаса». На баке сгру­дились матросы, вооруженные гарпунами и острогами. Перед са­мым форштевнем кит увильнул в сторону, правда, один из гарпунов вонзился ему в спину. Капитан Диас продолжал преследование, скорость китобойца была два узла. Внезапно — а расстояние между судном и китом составляло  в тот момент около 100 м, тот сам бросился в атаку. Скорость его бы­ла втрое больше. Удар пришелся в правую скулу, послышался треск ломающихся досок, ниже ватерли­нии образовалась пробоина. О дальнейшей охоте не могло быть и речи — лишь с большими труд­ностями Диасу удалось благопо­лучно довести судно до ближай­шего порта.

  20 августа 1851 года с мачты американского китобойца «Энн Александр», что промышлял в Южной Атлантике, заметили трех кашалотов. Дальше все происходило по привычному для нас сценарию к китам устремились два вельбота, раненый кашалот превратил один из них в груду плавающих обломков По счастью, люди остались целы На помощь подоспел еще один вельбот его ожидала та же незавидная участь Единственное оставшееся суденышко, сильно перегруженное (на нем находилось теперь 18 чело­век), спаслось бегством. Тем не менее, капитан китобойца Джон Дебло решил продолжать охоту с судна. В спину кашалота вонзил ся еще один гарпун. Кит ушел под воду, а спустя некоторое вре­мя корабль потряс сильный удар было впечатление, что он на полном ходу налетел на риф. По оценке Дебло, скорость кашалота в момент столкновения достигала 15 узлов. Вода мощным потоком хлынула в трюм. Команда спешно погрузилась на два вельбота; через некоторое время «Энн Алек­сандр» опрокинулся на правый борт, а затем и затонул.  Но судьба была более благосклонна к Дебло и его людям, чем в свое время к экипажу «Эссекса»,— на следующий день оба вельбота были подо браны китобойцем «Нантакет»

Всего через три месяца был издан роман «Моби Дик» Узнав о трагедии «Энн Александра», Мел вилл сказал: «Я убежден, что это был сам Моби Дик.. Неужели мое искусство воскресило это чудовище?»

Вскоре китобойное судно «Ре­бекка Симмс» из Нью-Бэдфорда забило огромного кашалота, в го­лове которого застряли куски об­шивки, а в боку торчали два гар­пуна с надписью «Энн Александр».  Но Моби Дик продолжал жить... Например, 19 марта 1885 года крупный кашалот протаранил английскую шхуну «Ва­терлоо», ударив со страшной силой в ее корпус позади фок-мачты и сбив хвостом фока-рей. Шхуна затонула, команда была в тот же день спасена французскими рыбаками. Точно такая же участь постигла и американский кито­бойный барк «Кэтлин».  Да что го­ворить, подобные случаи происходили даже в середине XX века.

 В 1947 году у Командорских ост­ровов советский китобоец «Энтузиаст» загарпунил 17 метрового кашалота. Развернувшись, тот на скорости около 20 км/ч ударил головой по корпусу судна. В результате гребной вал погнулся, винт был сорван, руль выведен из строя.  Кашалот же от этого столкновения, как позже выяснилось, получил лишь неглубокие порезы на голове

В 1948 году в Антарктике за­гарпуненный кашалот дважды атаковал китобоец «Слава 10». После первого удара осталась вмятина в корпусе, второй обло­мал лопасти гребного винта.

Известны и документально под­твержденные случаи гибели судов в результате ударов рассвирепев­ших кашалотов. А сколько из про­павших без вести постигла та же судьба.

Почему кашалоты нападают на корабли и вельботы? Только ли в порядке самозащиты?

Категория: В мире интересного | Добавил: kosaalex (20.11.2012)
Просмотров: 2281 | Рейтинг: 5.0/1




Бесплатный конструктор сайтов - uCoz